Чувствознание

                                               С.Н.Рерих. Тот другой мир.1963 г.

1964 г. 529. (Окт. 19). Даже малое знание Тонкого Мира полезно. Без знания плотного мира в нем не прожить. То же самое приложимо и к Тонкому Миру. Остаются все чувства: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса – плюс еще чувство шестое. Назовем его чувствознанием. Как на Земле, так и там человек просто знает или ощущает явления с помощью этого чувства. Там оно более обострено, ибо плотное тело не мешает. «…»

1961 г. 323. (Окт. 13). «…» Чувствознание, например, обычно всегда дает себя знать при встречах с другими людьми. Сердце мгновенно отмечает реакцию на соприкосновение с чужой аурой. Ощущение это бывает приятное или неприятное, светлое или омраченное, порождающее радость или печаль, покой или беспокойство. Реакция эта будет очень заметна и определенна, если ей уделить хотя бы половину того внимания, которое уделяется словам собеседника. Но времени для этого нет, так как человек наполнен собою, своими мыслями, желанием сказать самому, себя утвердить, самость свою уявить часто ненужным словоизвержением. Но если себя потушить и внутренне сосредоточиться на собеседнике, пытаясь отметить свои внутренние ощущения и восприятия, то тонкие чувства тотчас же отметят целый ряд впечатлений, обычно ускользающих от внимания, а потому и проходящих бесследно мимо сознания. Мир остается все тот же, восприятия все те же, но расширенные, утонченные, углубленные и обогащенные тонкими чувствами. И собеседник остается все тем же, но образ его дополняется скрытым дотоле внутренним содержанием внутренней сущности человека. Даже если взять обычное слово и, отбросив его внешний покров, почуять его содержание, тональность и мотив или причину, вызвавшую его к жизни, то и слова человеческие станут пониматься иначе. Внутренне постигается человек, но не внешне, не по словам, но для этого надо уметь наблюдать, а главное, отрешаться полностью от себя в эти моменты. Именно отрешения от себя, своего внутреннего мира, своих мыслей, суждений и эмоций требует эта тонкая наблюдательность. Сколько интереснейших опытов над тонкими восприятиями и чувствознанием можно произвести в течение дня и как обогатить свои накопления! Но надо отойти от себя. Даже слов собеседника не понять, если быть занятым только собою. Самость огромной колодой лежит на пути, на узкой тропе познания жизни. Можно учиться всегда и везде, и земное пребывание даст этому очень широкие возможности. Жизнь – это школа, ученье в которой не прекращается никогда.

1963 г. 336. (М. А. Й.). «…» Часто при встрече совершенно незнакомого человека мгновенно возникает ощущение неприязни или приязни. Это знание глубже мозгового, ибо идет от сердца – аппарата духа. Ощущения и чувствования эти можно обострить, если оказывать им достаточно внимания. Именно ценна первая весть духа, ибо затем уже вмешивается мозг, затемняя первые чувства. Чувствознание можно развивать, если уделять ему достаточно времени. Сердце обычно – в загоне, и с голосом его не считаются. А ведь оно – центр человеческого микрокосма.

1967 г. 609. (Окт. 26). «…» Чувствознание необходимо на Пути к Свету. Его можно упражнять, уделяя особое внимание первому впечатлению от людей, вещей и обстоятельств. Сердце обычно безошибочно чует сущность вибраций окружающих явлений. Отягощение обстоятельствами неизбежно на Пути, но отягощение не означает омрачения. Нести тягость мира светло и в бодрости духа – великое достижение. И можно следить за собой, чтобы омрачение не имело места и аура не отемнялась при испытаниях. Лучше в самых больших трудностях хранить светлую ауру, чем в самых благоприятных условиях быть тусклым. Свет, который внутри, есть истинный Свет, и он так отличен от фальшивого блеска служителей тьмы.

1972 г. 299. (Июнь 12). Ощущение и зримость Тонкого Мира еще не являются достижением. Психики, и медиумы, и сумасшедшие его и видят и ощущают. О сумасшедших говорить не будем, но и психики и медиумы часто являются жертвами темных воздействий и кончают печально утратою душевного равновесия. Путь Йоги далек от психизма и медиумизма. Контакт с Тонким Миром происходит здоровым и естественным путем. Связь с Учителем охраняет от соприкосновения с низшими слоями астрала. Чувствознание будет результатом нормального утончения организма, также и прозрение в Мир Тонкий. Только полное очищение от всякого сора служит защитой от темной заразы, хотя и не освобождает от нападений служителей тьмы. Много всяких выдумок у темных. Их нужно научиться усматривать, чтобы парализовать вред. Начеку приходится держаться постоянно, ибо используют всех, даже друзей. Неусыпное бодрствование духа является непременным условием психического состояния ученика.

 

1966 г. 613. (Окт. 16). Опытное знание является самым убедительным. Оно непоколебимо, если обосновано на собственном опыте. Вера, основанная на опыте, будет уже знанием. Конечно, даже пахарь должен верить, что посев семян даст всходы. Поэтому чувствознание скорее всего ведет к приобретению желаемого знания. Чувствознание есть знание сердцем. Сердце часто знает скорее рассудка. Значение ума и рассудка не будем умалять. Они имеют огромное влияние на психику человека и получение опытного знания. Но отрицать роль сердца будет знаком невежества. Прежде чем полететь, человек должен был верить в возможность полетов. Вера двигала конструкторами первых летательных аппаратов. Вера в могущество духа и в безграничные возможности человеческого аппарата двигает в будущее тех, кто имеет ее.

1970 г. 787. (Дек. 6). Я (говорит Владыка) Утверждаю неизбежность эволюции проявленного мира и всего, что есть в нем, от атома до Галактик. Вездесущность, всевидение, всезнание – атрибуты огненного духа высочайших ступеней. Сознание, освобожденное от власти личности смертной над ним, преуспевает в развитии всех ясночувств – ясновидения, яснослышания и так далее. Низшее «я» побеждается духом, и очищенное личное «я» сливается с «Я» высшим, образуя Бессмертную Триаду, и жизнь полностью переносится в нее. Принятие той или иной возможности в сознание уже утверждает ее. Вера, или верознание, – двигатель духа. Чувствознает же сердце, предвосхищая возможность достижения и веря в нее. Безмолвный Свидетель Рекордирует (эту) веру, устремляя в пространство магнитные энергии (притяжения) принятых в сознание возможностей. Так дух творит свое будущее. Сказано: «По вере вашей Дано будет вам». Эта огненная формула Сокровенного Знания действует непреложно силой Космического Магнита. Когда вера объединяется со знанием, ее мощь становится неодолимой.

1966 г. 398. (М. А. Й.). Вера до конца и вера вопреки всему и чему бы то ни было является могучим двигателем духа, ибо непреложно ведет его к цели далекой. Конечно, такая вера основана на чувствознании и утверждается сердцем. Оно просто знает наперекор очевидности, что огненная действительность реальнее всего, что в данный момент временно окружает человека. Огненная действительность живет в вечности, она не от мира сего вещей преходящих. Ее искры проникают в земной мир, оплодотворяя сознание ищущих и помогая им собирать элементы бессмертия, столь нужные для жизни в Надземном.

1969 г. 362. (Июль 18). «Как часто Имя Учителя, произнесенное с верою, позволяет создать мост помощи». В этой вере и непреложность, и знание закона, и магнетизм мысли, посланной в пространство. Следующая ступень веры – чувствознание. Человек уже не только верит, но просто знает, что что-то уже утверждено в пространстве для уявления в плотном мире. Пламя такого чувства сжигает всякое сопротивление. Им можно творить большие дела.

1971 г. 515. (М. А. Й.). Для развитого чувствознания доказательств не нужно. Человек просто знает, и никакие доводы рассудка не могут поколебать этого знания о существовании несомненного. Это уже не вера, а именно знание, свободное от сомнений и неуверенности. Аппарат человеческий кроет в себе чудеснейшие возможности непосредственного познания.

1968 г. 127. (М. А. Й.). В каждом человеке можно наблюдать свойства врожденные, глубоко укоренившиеся, и наносные, поверхностные, созданные воспитанием и условиями данной жизни. Очень легко увидеть это различие во время всяких несчастий, когда все наносное слетает с человека, и он проявляется в своей истинной сущности, и только чувствознание позволяет определять безошибочно истинную природу человека и снимать покрывало с внешней, показной стороны человеческого характера. Чувствознание не позволяет умиляться масками. Чувствознание принадлежит к трудно зарабатываемым способностям духа.

1970 г. 350. (М. А. Й.). Чувствознание развивается, если внимательно наблюдать, какое впечатление производит на сознание аура предмета, с которым оно входит в соприкосновение. Одни вещи, дома, места и люди приятны: это воздействует их аура; другие – наоборот. Чувствознание подает свой сигнал. Но сердце в небрежении, его сигналы просто не замечаются или отметаются занятостью другими вещами. А между тем чувствознание – нужнейшее и ценнейшее качество, открывающее доступ в область Незримого Мира. Его надо воспитывать сознательно, уделяя этому время.

 

1972 г. 226. (Май 13). Чувствознание можно развивать сознательно, обращая внимание на тонкие чувствования свои. Так, при встрече с каждым человеком нетрудно отметить, что оно производит впечатление, легко ускользающее от реализации, если на него не обращено внимания. Тонкие явления любят, чтобы их отмечали. Даже по улице можно пройти, ничего не увидев, если внимание занять другими мыслями. Но, отметив реакцию сердца на встречу и зафиксировав ее в сознании, можно уже сознательно приобщаться к тонким восприятиям. Особенно легко воспринимаются недобрые чувства, исходящие от людей зломыслящих. В этом отношении враги являются хорошими учителями. Без слов и объяснений ощущается враждебное отношение. Так же и пространственную ноту в каждый данный момент легко ощутить сердцем, ибо оно печалуется и радуется под пространственным воздействием. И тут, как, впрочем, и везде, необходимо приложить труд и внимание, чтобы достичь результатов.

1966 г. 275. Вы судите о явлениях по следствиям, Мы – по причинам. Вы судите людей по поступкам, Мы – по причинам, вызвавшим их. Развитие чувствознания позволяет видеть сущность вещей. Чувствознание сосредоточено в сердце. Развивайте способность познавать явления сердцем.

 

1963 г. 390. (Авг. 15). Сердцу можно верить, если самость не затемняет его. Незримые связи между людьми идут по линии сердца. Потому и продолжаются они из жизни в жизнь и не прерываются и в Мире Надземном. Ведь сердце бессмертно, и бессмертны его огненные чувства. Бессмертие достигается через сердце, очищенное от грубых наслоений. Чистое сердце – великая сила. Перенесение бытия в мысль, а мысль – в сердце будет утверждением непрерываемого сознания. Ведь и сознание тоже переносится в сердце. Мозг обладает своими органами зрения, слуха и так далее, а сердце – своими. Только органы эти или чувства обладают способностью непосредственного восприятия или знания. Сердце просто знает и просто видит. Называем чувства эти чувствознанием. Аппарат чувствознания – сердце. Мозг чувствознать не может. Он лишь регистрирует, если приучен, ощущения сердца, ибо они требуют внимания, чтобы быть отмеченными. Но сердце обычно в загоне, и чувствознание не уявляется. И при всем этом мозг, вмешиваясь, мешает непосредственности чувствознания. О воспитании сердца Говорилось достаточно. Лучше всего просто ему не мешать. Лучше всего дать свободно ему выражать свои ощущения, если оно освободилось от сора. Под его наслоениями сердца многих спят. Пробуждением очищенного сердца можно назвать грядущую Эпоху преображения человечества. Не одно сердце само по себе поведет человека к этой ступени преображения, но сердце, связанное с Иерархией. Через сердце имеете Свет.

1963 г. 070. (Февр. 4). Сознание и память. Память о прошлом. Сознание может касаться через прошлую память. Памятью нельзя проникнуть в будущее или на дальнюю звезду или узнать, что думает собеседник, но сознанием можно. Для сознания может быть открыто прошлое, настоящее и будущее. Сознание больше памяти. Память можно заменить или восполнить книгами о прошедшем, сознание – ничем. Более высокая ступень сознания – чувствознание. Человек просто знает поверх обычных путей или внешних восприятий. Высочайшая степень сознания – всезнание разных степеней: всезнание окружающего, всезнание планетное, всезнание Космическое, всезнание Беспредельности. Сознанием можно проникнуть в свое прошлое далеко. Но можно и в прошлое, которого никогда не было в памяти Высшей Триады, например, в прошлое Земли или в прошлое какого-либо древнего народа. Возможности сознания много шире личной или даже Индивидуальной памяти, ибо первая помнит данное воплощение, да и то довольно плохо, вторая – цепь своих воплощений. Но сознание проникает в то, чего нет в памяти обоих: ни в личной, ни в памяти перевоплощающейся Бессмертной Индивидуальности. Потому Наша забота о сознании, его качествах и способностях. Ясновидение, яснослышание, яснообоняние и все прочие ясночувства есть атрибуты сознания, но не памяти. Есть совершенная память природы – это свитки Акаши, или рекорды пространства.

 

1955 г. 127. «…» Пространство видит и слышит. И фильма мыслей, запечатленных в нем, послужит множествам для насыщения их духовного голода. «…»

1972 г. 262. (Май 25). Чувствознание позволяет знать то, что обычным путем недоступно. Дух просто знает и сообщает это знание сознанию. В пространстве уже определились формы ближайшего будущего. Пространственное знание доступно. Мы Говорим о победе, которая в Тонком Мире уже одержана и результаты ее вылились в устойчивые тонкие образования. Уявление победы в плотном мире – неизбежное следствие того, что произошло и закончено в Тонком Мире. Так шаг за шагом, последовательно и неуклонно будет входить Новый Мир в правление, а старый неуклонно терпеть поражение за поражением. «Гораздо трубите победу», ибо в Надземном она завершена.

1969 г. 506. (Гуру). Чувствознание определяет, кому и когда можно дать полученные знания. Именно чувствознание дает возможность говорить по сознанию. С одним хочется поделиться широко, с другим желания нет, хотя и тот и другой знакомы с Учением. Что-то внутри безошибочно определяет. Это и есть уже знание духа.

1961 г. 246. (Сент. 12). Чувствознание, или способность прямого, непосредственного знания, растет изнутри. Изнутри из себя черпает композитор материал для своего творчества. Так же и мысли познания возникают в мозгу по внутренним проводам. Процесс облегчается, когда ведом источник. Чтобы почерпнуть из источника, надо к нему подойти. Если не приблизиться, то как почерпать из источника жизни? Источником познавания будет Фокус Единого Света, Фокус Иерархии. Даже пространственное познание идет через него. Поднимаясь по лестнице жизни, можно обострять и способность чувствознания. Чувствознание есть прообраз всезнания, к вершине которого поднимается дух. Каждая способность растет при упражнении. Многое знает уже человек непосредственно, только не обращает внимания на эту возможность. И искры прямого познания тонут в осколках мышления дня и обычных земных впечатлений. Но знать эту способность свою необходимо, и думать о ней, и ее упражнять. Чувствознание идет не через мозг, но через сердце. Мозг регистрирует восприятие последним. И часто не отдает себе отчет человек, как и когда и откуда появилось у него ощущение радости или печали или знание того, о чем он даже не думал. Много впечатлений скользит по сознанию, почти не оставляя следа. Но если не направить внимания, то ведь даже не услышит человек и слов, прямо обращенных к нему. Огненное сознание все видит, все отмечает и все регистрирует. Широте восприятия надо учиться. Надо уметь наблюдать и замечать все. Но это почти невозможно, так как человек слишком занят собой, своей личностью и ее переживаниями. Самость заслоняет собою поток впечатлений, идущих из Тонкого Мира, и препятствует восприятиям мысли. Чтобы голос беззвучный услышать, мирские голоса надо замкнуть. Самость, таким образом, становится камнем преткновения на пути достижений. Самость – враг чувствознания. И борьба за эту чудесную способность начинается с погашения активности самости. Как же высшую мысль воспринять, когда личные мысли мешают! Как же взлететь, когда самостью запечатаны крылья!

1969 г. 374. (Июль 26). Надо достичь такого состояния, чтобы уже ничто не поражало и не выводило из равновесия. В этой способности не поражаться неожиданностью или чем-то необычным кроется чувствознание и как бы предвосхищение событий или явлений. Это состояние особенно нужно в Тонком Мире, где поражать может многое. Это поможет безболезненно встретить и страшные образины, и всевозможные выдумки и трюки с их стороны. И в жизни земной это качество очень ценно, ибо позволяет удерживать спокойствие там, где его люди обычно утрачивают. Утвержденное, это качество также поможет и осознанию того, что в действительности человек не может ничего утерять или лишиться чего-то, принадлежащего ему по праву, ибо он понимает формулу: «Все мое во мне и со мною неотъемлемо, все же прочее, что можно отнять, – не мое и лишь временно находится в моем распоряжении и не принадлежит и не может принадлежать мне», – так рассуждает познавший и нашедший Сокровища Камня внутри. Как хорошо и полезно по временам отделять себя от плотного окружения и вещей, которыми временно владеем, и представлять себя духом вне тела и в стороне от всего, что вокруг. Это поможет и более быстрому освобождению от земных притяжений, когда придется оказаться в Мире Надземном.

1970 г. 663. (М. А. Й.). Острый, тренированный взгляд художника видит то, что не видно обычному глазу. Так же и йог знает, видит и чувствует вещи, недоступные людям обычным. Он и они смотрят на один и тот же мир, что вокруг, но видят различно. Меркой своей измерять чувствознание йога будет ошибкой, он часто знает без внешних причин. Мы многое знали в свое время, но нам мало кто верил, разве только друзья.

 Но время приходит, когда сказанное нами начинает воплощаться в жизнь. Кто-то вспомнит о нас и скажет кому-то, и это дальше пойдет, чтобы дальше сказать. Наше Знамя поднимут, и книги прочтут, и Учение примут, и строить начнут недостроенный Храм. Говорю, ибо время приходит постройку продолжить. Основание заложено прочно, но верх не закончен еще. Строители Храма все призваны будут, чтобы в плотном мире его завершить.

1967 г. 326. (Июнь 10). Будем устремляться к утверждению внутренней гармонии. Ведь даже радость есть только один из ее аспектов, также и равновесие и спокойствие. Симфония качеств является выражением высокой степени этой гармонии. Не устанем и не переутомимся ее утверждать. Выполнение этой задачи имеет чрезвычайно глубокое значение. Сердце действует тогда особенно четко и чувствознание обостряется. Чувствознание и самость несовместимы. Как же можно чувствовать нечто, происходящее вовне, когда сознание целиком заполнено собою и занято только своим. Отрешение от себя является непреложным условием восхождения духа. Если бы кто-то две тысячи лет назад всю жизнь был исключительно занят собою, то можно с уверенностью сказать, что ничего полезного, нужного и хорошего не оставил бы он о себе человечеству и что во времени забылась бы всякая память о нем. Но деятели Общего Блага, забывавшие о себе и следовавшие Завету «Отвергнись от себя», были маяками спасения, указующими человечеству путь к Свету. Не может быть достигнуто состояния гармонии без отрешения от себя. Выражение «душу свою потерявший» означает просто человека, отвергшего свою самость, свой эгоцентризм, свою временную малую личность и перенесший сознание свое в Сферу Бессмертной Триады. Кажется малому духу, что это будет потерей всего, в то время как это является приобретением и расширением сознания. Как же расширить его, если оно сосредоточено исключительно на себе? Чтобы кому-то помочь, надо подумать о нем. Чтобы вникнуть и понять чужое страдание, о своем придется забыть. Человек, наполненный только собою и своими личными интересами, при переходе в Мир Тонкий оказывается окруженным частоколом самости, который ограничивает для него мир малым кругом. Широк мир того, кто живет интересами всего человечества и всей планеты. Развитие техники позволяет принимать мысленное участие в жизни всего земного шара и даже многое видеть на экране телевизора. Но самости ярой даже и это не помогает. «Я, я и только себе» – это рык самости. «Ты, ты и только тебе» – это формула освобождающегося от самости духа. «Мы» – это уже клич объединенных сознаний, признание коллектива, семьи общечеловеческой. Высшим идеалом этого объединения, намеченного эволюцией, будет формула: «Один Пастырь и едино стадо», – то есть слияние всех народов в одну семью под Знаменем Ведущего Иерарха.

УРАНОВ: «Так называемое ЧУВСТВОЗНАНИЕ есть накопление «ЧАШИ», ВЫСШИЙ МАНАС, АМРИТА или ДУХОВНОСТЬ. Это, конечно, и есть ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ, которое Учение Агни Йоги называет ОГНЕННЫМ СОЗНАНИЕМ – синтезом высших чувств и высшего разумения. «…» / Жемчуг исканий. 498./

1958 г. 037. (Фев. 3). Пусть предвосхищение и ощущение конечной победы наполняют сознание и дают силы выдержать до конца. Окончательная, полная победа Света начертана в звездах, победа над тьмою. Чувствознанием будущего идите через тьму настоящего. Будет, будет лучшей стране великий расцвет. Руку к тому приложите и вы в размере возможностей ваших. Возможности будут Даны. Встретьте возможности эти благожелательностью в приемлемости сердца, с охотою и в радости духа. За ними откроются другие, все шире, и больше, и лучше. Но во главу дел Света поставьте Дело Мое, и прежде дел ваших. Полноотдача сердца Моему Делу требует зоркости, настороженности и ярого желания Мне послужить. Цель знаете, План знаете и знаете, где и как приложить свои силы в размере целесообразности и соизмеримости. И Рука Моя с вами во всех начинаниях ваших, утверждающих Мир Новый на старой Земле.

ДОПОЛНЕНИЕ

 

1954 г. 094. «…» Вера есть чувствознание, или предварительная ступень знания. Но увидеть и услышать то, на что они направлены и устремлены, рано или поздно все же необходимо. Верою можно идти до известного предела, за которым начинается знание. Эту границу между верою и знанием рано или поздно придется переступить. Соединение двух миров в сознании должно стать столь же реальным и обычным, как и явления мира земного. Сперва неясно и туманно и потом – лицом к лицу. Для ученика утвержденного Присутствие является фактом неоспоримым, и потому тверд, непреложен и непоколебим его путь. Путь Агни Йоги есть утверждение действительности в жизни.

 

1954 г. 128. Сын Мой, Учитель доволен, что слова Его и слова Матери Агни Йоги принимаются с верой безусловной. Учитель Доволен, что чувствознание верно указало правильное решение. Так близкие Мои без заботы Отца не остаются и Руководством не оставлены. Слушайте сердце, оно судит правильно и не колеблется, подобно мозгу. Все проходили через испытания, когда чувствознание должно было выявиться. Повторяю: в трудную минуту, когда мозг не знает, что делать, через сердце ко Мне обратитесь и Укажу решение. Но обратитесь, но всем сердцем. Всесердечное обращение под силу лишь немногим. Лишь они, эти немногие, могут очувствовать силу Луча. Дети Мои, в теснинах жизни ведомы вы Рукою, не знающей колебаний, и если крепко держите провод, эта непоколебимая уверенность передается и вам. Не Знаю, не Знаю, не Знаю, не Знаю иного пути, как путь беззаветной преданности. Преданность беззаветная и безусловная есть могучая сила противостояния тьме, где бы она ни пыталась проявиться, в себе или вовне. «…»

1954 г. 158. Владыка Говорит, что начало, или рождение явления, подобно рождению реки: всегда бывает малым и малозаметным. Разрастание идет постепенно. Из малой речушки или родника река становится великой. Рождение явления надо не только усмотреть, но представить его дальнейшее развитие. Явление растет по своей сущности элементами, в него вначале вложенными. Стихия воды, в реке заключенная, остается ее основным признаком до конца. Начало доброе и плод дает добрый. Это обстоятельство очень важно при приведении в действие закона причинности и порождения причин нужных. Закон причинности – оружие Архата. Рычаги причины в его руках. Он порождает целый мир причин, следствия приносящих, тонко разбираясь в сущности каждой. Чем обусловлены эти причины – вопрос немаловажный. Если основой рождаемых и созидаемых причин будет Великое Служение и каждая создается в любви и устремлении к Владыке, посев будет благим и поле следствий принесет ожидаемые результаты. Причина и следствие соединяются прямой линией, как концы одной палки. Если создание причины потребовало затраты воли и применения энергии огненной, будучи одним полюсом явления, скажем, положительным, то полюс противоположный, полюс отрицательный, затраты энергии уже не требующий, к конечной своей точке приходит импульсом воли начальной. Величина следствия зависит от величины волевой огненной энергии, вложенной в причину. Не внешнею, но скрытой огненностью воли измеряется динамическая сила причины. Великие дела в молчании создаются и в тишине зреют. По результатам видим силу и мощь энергии вложенной. По началу и видимости явления нельзя судить о его значимости, ибо кто может увидеть и учесть вспышку энергии огненной, глазу незримой. Но Архат может видеть и знать, если духознание действует. По видимости судить нельзя. Сила явления скрыта внутри. Перед грозой бывает затишье. Мир видимый – лишь арена развивающихся следствий. Великие причины закладываются невидимо. Лишь чувствознание может помочь разобраться. Порождая причины в микрокосме своем, подумаем о их сущности.

1955 г. 203. (Апр. 18). «…» Жизнь восходящего духа можно назвать борьбою за утверждение действительности. Учим распознаванию людей, вещей и явлений. Тяжки и горьки уроки жизни, но зато учат ценнейшему качеству распознавания. Но труднее всего распознать человека. Лишь накопленное чувствознание может помочь. Не следует подходить к людям с предвзятыми о них суждениями. Надо смотреть и стараться увидеть. Для распознавания человека требуется большая зоркость и настороженность. Слова не значат ничего. В лучшем случае они отражают мир очевидности, ложной уже по самой своей природе. Потому и Говорим: коротко учение о людях, но длинно познание. Спокойные грани кристалла сознания дадут более или менее неискаженное отражение человека в сознании вашем. Пусть отражающая грань будет чиста от предпосылок и глаз сердца напряжен, и тогда то, что скрыто внутри человека, может предстать в какой-то степени четкости перед глазом, который хочет не только смотреть, но и видеть.

1955 г. 348. (Июнь 29). «…»Для человека с открытыми центрами язык вещей не тайна. Часто любовь или нелюбовь к определенным вещам у обычных людей основана на неосознанном чувствознании, которое проявляется порой резко и четко. К той же категории бессознательной фиксации излучений относятся внезапные и необъяснимые симпатии и антипатии между людьми. Физические органы тоже воспринимают вибрации, но лишь на низшей шкале, более грубого порядка. У человека регистратором тонких вибраций, прежде всего, является сердце. Его ощущения можно сознательно утончать, если начать к ним прислушиваться особенно внимательно. И жизнь сердца начнет открывать перед человеком новый чудесный мир. При опытах сосредоточения на интересующих предметах следует вовлечь в этот процесс сердце. Это позволит всецело погрузиться в его ощущения и отмечать влияние эманаций, исходящих от предмета. Учитель, беря в руки чужую вещь, многое Может рассказать об ее владельце. Развитое чувствознание является ключом. Развивайте чувствознание на всем, с чем входите в соприкосновение. И дайте сердцу работу. Пусть и оно имеет право голоса в суждениях ваших. Интеллект потушил чувствознание. И Мы ныне в сердце Стучимся, дабы проснулось оно и сказало свое вещее слово. Люди без сердца – слепцы. Спят люди без сердца. Учитель Провозглашает Эпоху Сердца и Указует пути.

1956 г. 058. (Март 28). Советую уничтожить пересуды. Если по психическим каналам течет помощь столь успешно, то и вред течет беспрепятственно. В тяжкое время не отяготите близких ненужной нагрузкой. Также и слухов не Любим. Зачем быть попугаем, повторяя то, что является, по большей части, плодом досужих измышлений или искажением действительности? Разрушительно для психики человека погружение в эти осколки недисциплинированного мышления. Или страх за текущее состояние свое, или любопытство заставляет преклонить ухо к тому, что порождает мятущийся астрал обывателя. Можно жить вне этого серого клубка нездоровых порождений, не утрачивая правильного отношения к происходящему. От слухов недалеко и до сплетен, клеветы и лжи. Основание у всех одно и то же – невежество, страх, неумение думать самостоятельно. Правильно в случае очередной нелепости спросить самого себя, спросить дух свой, так ли все это. Чувствознание может сказать свое слово и шепнуть на чуткое ухо слово правды. Среди невероятного искажения действительности остается полагаться на голос внутри. Кривое зеркало обычных сознаний не может дать правильного отражения жизни. Но если свое зеркало ровно и спокойно, то лучше в него и смотреть. «…»

1956 г. 062. (Март 31). Сын Мой, Знаки Даются во благовремени, и каждый из них имеет значение. Да! Да! Да! Время пришло. Будьте готовы встретить его достойно и в соответствии с его значимостью. Они еще не знают, а вы уже знаете. Что же делать вам? Ждать признаков явных и неотрицаемых. Скорые вести примите в понимании. Глаза должны быть открыты. Удумайте, как в это переходное время накопления свои сохранить нерасплесканными. Тот, кто со Мною всегда, может быть за них совершенно спокоен. Но шатающиеся, растерявшиеся и предавшиеся сомнениям могут и растерять накопленное богатство. Верою и надеждою спокойствие утвердите. Ибо вера есть неосознанное чувствознание непреложного. Ею и идите, пока ясность чувствознания не утвердится. Луч Мой с вами.

1956 г. 076. (Апр. 10). Чудо ли, что знаете будущее? Не чудо, но близость к Учителю. Идущие после будут читать эти строки, поражаться предвидением. Не предвидение, не пророчество, а чувствознание. Раскрывающиеся центры улавливают клише событий, уже запечатленных в Невидимом Мире и готовых опуститься на Землю в плотные формы. Точно так же и мысли Мои, попадая в раскрытый для них и готовый приемник, оформляются в нем и кристаллизуются в законченные формы, которые, благодаря их оформленности, уже можно запечатлеть в сознании, и затем уже на бумаге. «…»

1956 г. 329. (Июль 4). На ваш молчаливый вопрос собеседник обычно всегда отвечает, хотя, быть может, и не тотчас же, как на прямой вопрос, вслух. Это указывает на то, как действует мысль. Это научит умению вести двойную беседу: обычную и молчаливую, с помощью мысли, без слов. Столь же эффективна и беседа на расстоянии, но требует большей чуткости, а при воздействии проще: посылается мысль, принимаемая для исполнения. Но при беседе на расстоянии надо уловить реакцию собеседника на посланную мысль, запрос или желание, знать, что происходит с собеседником. Нужна большая изощренность сознания. Это не ясновидение, не яснослышание, но чувствознание, или знание духа – высшая форма познавания. В ясновидении и слышании все же имеются элементы психизма, хотя и высокого порядка, но чувствознание свободно от них, и развитие этого качества, даже самое напряженное, уже не заключает в себе опасностей, связанных с психизмом. В явлениях ясновидения можно утонуть с головой и оторваться от жизни, то есть потерять равновесие. Чувствознание же, наоборот, будучи следствием пробужденных огней, не уводит человека от жизни, и смекалки его не лишает, и не делает его беспочвенным мечтателем. Чувствознанию не угрожает лунное погружение в астральный мир, что Нами считается весьма нежелательным и опасным. Действия духа молниеносны и связаны с работой огненной мысли. Можно просто знать, не прибегая к обычным методам познавания. После посланной мысли хорошо ощутить реакцию на нее со стороны того, кому она посылается. Эту реакцию сознания на желание почувствовать сущность какого-нибудь события или явления ощутить очень ценно. Что-то произошло, вы сосредоточиваетесь на происшедшем, и вдруг явно чувствуете, что серьезного или опасного для вас, или близких, или кого и чего бы то ни было в том, что произошло, нет, или, наоборот, есть, и эта опасность значительна. Это и будет реакцией утонченного сознания на сущность происходящих явлений. Нужна же утонченность, нужно чувствознание, ибо, почуя нежелательное стечение обстоятельств, можно их нейтрализовать, разбив центр их сгущения соответствующей огненной посылкой, направленной волей с определенной целью. Мысль посылается с заданием и выполняет поручение. Можно избегать лишних слов или писем. Мыслью можно передать гораздо больше. Там, где ясно и четко действует мысль, письма уже не нужны, разве лишь для подтверждения безошибочности восприятий. Язык Тонкого Мира не нуждается в словах, чем можно пользоваться и на Земле. Им много и часто пользуются люди, только не хотят дать себе отчета в понимании действительности. Чувствознание проявляется довольно резко, когда, войдя в дом, наполненный горем, ощущается давящее чувство омрачения и безрадостности. Для начала хорошо внимательно прислушиваться к тому, что говорит сердце, ибо чувствует в вас сердце. Но должно быть свободным оно от мыслей предвзятых: они – как заслонка от света. Трудно иметь чистое, открытое для непредубежденных восприятий и спокойное уравновешенное сердце. В противном случае зеркало духа искривляется и не дает правильного отображения. Лучше всего астральный проводник из процесса убрать. Он окрашивает все воспринимаемое цветом своих эмоций, плохих или хороших, не все ли равно, если они искажают действительность. Фотопленка запечатлевает вибрации света без всяких личных переживаний и делает это очень точно. Так же и бесстрастное сознание, не отемненное эмоциями, лучше и дальше увидит. Надо понять, что любая задача может быть решена блестяще без малейших признаков личного отношения к ней. Сверхличное тем и хорошо, что из него изъято астральное начало, ярое личною самостью своей. Можно, можно жить без него и быть спокойным, уравновешенным и счастливым. Но с ним, не подчинив его воле, невозможно. Астрал – враг чувствознания, а самость – стержень враждебности высшему познаванию.

1956 г. 400. (Июль 23). «…» Опыт полученный показывает, что чувствознанию следует доверять больше, чем глазам, чем интеллекту, чем словам неискренности и обмана. Не имеют значения слова. Часто обманывающий верит сам тому, что говорит, прикрывая ими нежелательные для себя факты. Не верьте словам, считайтесь с делами, и чувствознанию дайте простор себя уявлять без помехи. Как многое часто мы знаем, но не желаем или не умеем дать себе в этом ясный отчет. Чувствознание нуждается в заботливом и бережном к нему отношении. Надо уделять больше внимания тому, что оно приносит, сосредоточиваясь на поступающих через него фактах. Многое станет сразу же яснее и определеннее, ибо сознание, как луч прожектора, позволяет сделать четким полученное впечатление. Чувствознание будет расти. Всегда есть причина, если оно дает знак, что что-то вдруг нам неприятно или вызывает в нас противодействие окружающим. Мы еще не отдаем себе отчета в том, что случилось, но сердце уже чувствознает. Эта область требует внимательного к себе отношения и постоянной заботы. Многое в ощущениях человека вызывается неосознанным знанием неизвестных еще мозгу явлений, не дошедших еще до него или ему недоступных. Реакция сердца на сущность человека очень показательна, но не желает считаться с ней мозг. Какая масса интереснейших наблюдений раскрывается перед человеком: как бы целый мир открывается для познавания, но не через мозг. Общение идет тоже этим каналом, через сердце. И сердце растет и утончается, погружаясь в эту тончайшую работу. Чувствознание развивайте. К центрам раскрывающимся знание притекает через посредство его и достигает сознания. Много знает дух. Духознание и чувствознание связаны неразрывно. Оба означают непосредственное знание без вмешательства мозга. Когда сознание сосредотачивается на том, чтобы получить знание непосредственно, оно его получает, если не давать мозгу возможность вмешаться в процесс. Мозг может в этих случаях исполнять чисто подслужебную роль учетчика поступающих в сознание фактов. Но самое получение идет помимо него. Духознание и чувствознание становится для утончающегося сознания новым методом получения знания, а также и информации по интересующему человека вопросу.

1958 г. 038. (Фев. 4). «…» Ясновидение, яснослышание, яснообоняние и чувствознание есть чудо знания, духовидение, духослышание, духоразумение и так далее. Надо напряженно и яро захотеть разбить стены темницы, чтобы выйти на космический простор. Надо сознанье изъять из окружающей сферы <…> возможно полнее, чтобы воспринимать вибрации других сфер. Конечно, к этому ближе всего мысль, ибо мыслью можно коснуться любого предмета или явления. За мыслью последуют чувства. Перенос чувствительности вовне есть направление, указующее путь. Перенесение чувствительности означает перенос сознания, то есть полное и совершенное сосредоточение его на желаемом явлении и полное отрешение от себя, от своего малого «я», в тесной тюрьме заключенного. Свободы надо захотеть, прежде чем ее добиться. Желайте свободными стать от цепей плотного мира.

1958 г. 588. (Июль 25). «…» Чувствознание углубляйте, останавливая сознание на том, что оно говорит и о чем предупреждает. На сны обратите внимание, на знаки, посылаемые так щедро. Ни одной возможности не пропустите и мощь мечты используйте творчески. Только устремленная в будущее мечта может быть творческой. Мечта о прошлом бесплодна, бесцельна и бесполезна, ибо ничего не может дать духу и ничего в прошлом не сможет изменить. Это просто потеря времени. Но мечта творящая, в будущем кристаллизующая формы желаемых достижений, приведет, непреложно приведет к осуществлению огненного желания. Эти мечты из пластического вещества стихий создают конкретные образы, или картины, макеты, по которым будет строиться жизнь духа во плоти или в промежутках между воплощениями. Обыватель идет в будущее как в неизвестность. Ученик, окрыленный и поддержанный творящей мечтою, вступает в мир тех образов и тех возможностей, которые создал сам сознательно, приуготовляя мыслью себе возможности своего уявления во времени и пространстве. Потому Утверждаю будущее со всеми его беспредельными возможностями, созвучными с эволюцией духа человека и неисчерпаемой мощью его огненного потенциала. Зачем же смотреть вспять, в ограниченную замкнутость прошлого, когда будущее сияет всеми огнями центров открытых и беспредельностью достижений. Стоит помыслить о том времени или просто помечтать, когда воля свободно в состоянии будет приводить в действие радиоаппарат или телевизор, скрытый и заложенный уже ныне в человеческом организме. Можно подумать о том, что можно познать через окно личных полетов. Все достижимо, чудеснейший и сложный аппарат в руках человека: его тело, и все прочие проводники, и мощь творческой мысли. И помощь Владык устремленному в будущее духу. Ручательство Учитель Дает вседопустимости огненной. Отбросив прошлое, освободившись от власти настоящего над сознанием, пламенно и устремленно идет ученик в это чудесное будущее, в котором достижимо все. О вседостижимости Говорю и ее Утверждаю. Так Говорю Я, Шамбалы Владыка.

 

1958 г. 824. (Окт. 28). Представьте себе самого себя лежащим или сидящим на своем месте, а себя же самого – смотрящим на себя со стороны, или издалека, или тут же, около стоящим. Теоретически это, казалось бы, просто, но на деле далеко не так. И при Общении можно представить себя со Мной в Твердыне, а тело – находящимся вдалеке. Требуется длительная тренировка, но она ведет к способности действовать в оболочках отдельно и независимо от тела. Умение представить себя в любое время в любом месте влечет за собой умение чувствовать и воспринимать ауру того места или человека, к которому устремлено сознание. Чувствознание основано на способности чувствовать явление с помощью высших проводников. Утончать восприятие свое возможно постоянно. Дает это мало счастья земного, но умножает «таланты». Но счастье – не земная птица – из царства духа, и потому нет его на земле. Благополучие – не счастье, счастье внутри. Но так как его ищут вовне, то не находят. Счастье в духе. И испытать его в чем-то внешнем нецелесообразно. В хижинах больше счастья, чем во дворцах, ибо оно не от внешних условий. Жизнь дается с трудностями, чтобы осознать это; осознаем, что все внутри человека, даже счастье его. И потому, когда слишком уж тяжко, можно, отбросив все внешнее, счастье пытаться внутри ощутить, отделивши сознание от внешнего мира. Ваша радость – Учитель. С Ним пребывая, можно ее ощутить.

Метки: , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.