Познавание человека

Н.К.Рерих. Мысль.1946 г.

Человек — это материализованная мысль; он есть то, что он думает. Чтобы изменить свою природу от смертного до бессмертного состояния, он должен изменить способ мышления; он должен перестать цепляться в своих мыслях за то, что иллюзорно и подвержено исчезновению, и держаться за то, что вечно.

1962 г. 244. (М. А. Й.). Родные мои, испытуются сурово они, испытуетесь и вы. Ваша задача – познание человека. По познанию и плата. Светом своим озаряя потемки сознаний, познаете разнообразие человеческой природы и сокрытые глубины его. Не всегда приглядны они. Но знать все же надо. Каждая выдача сокровенного знания не только отдаляет отдающего от конечной цели его пути, но и ставит его под удар энергий противоположного полюса получившего это знание сознания. Если Сам Владыка вынужден действовать принципом «Невидимый – Видимый», то что же сказать о в мире живущих и стремящихся дать! Потому и Указывалось содружество с молчанием. Где хочется больше сказать, там промолчите. Воздействие молчанием не менее мощно, чем словом. К тому же молчание не накладывает никаких обязательств, цели же достигает не менее эффективно. Умейте действовать молчанием. Иногда это необходимо. Ведь помимо всего, молчание – щит. Наша Близость крепка и прочна, и непохожа на близость людскую. Поможем во всем: и в этом и в том. Пока же учитесь раскрытию ликов. Под маскою скрыться не сумеет никто, ибо вы помогаете Нам отделить пшеницу от плевел. Не жертвы, отданные на растерзание, но помощники Нам и любимые Нами.

 

1968 г. 429. (Авг. 13). Познание человека нелегко тем, что приходится его приобретать путем личного опыта. Теоретический подход не дает результатов. За каждую крупицу знания приходится платить. Жизнь не скупится на то, чтобы давать материал. Мы тоже Проходили этим путем и, познав, силы Находили любить и трудиться ради человечества. «Великая сирота» нуждается в Нашей любви и заботе. Жалобы и ожесточение не должны сопровождать процесс познавания. Нужна самоотверженная любовь, ибо они, незнающие, не ведают, что творят. И можно ли спрашивать с них, отемненных невежеством и отрицаниями? Но с тех, кто коснулся Великого Знания, спрашивать можно. Потому к ученикам предъявляются суровые требования, и условие познавания – не допускать ожесточения сердца. Мы Учим действовать любовью. «Любите Меня и удвоите силу», любите людей, лишенных наследства на этой Земле, и удесятерите ее.

1963 г. 057. (Янв. 29). Каждая ошибка влечет за собой хвост следствий. И уже не во власти содеявшего уничтожить то, что было совершено. Только окончательная и полная победа над собою может нейтрализовать цепь следствий, если касались они внутреннего неблагополучия сознания. В прошлом изменить ничего нельзя. Только будущее в руках формовщика следствий. Даже горький опыт познавания человека полезен, также полезны ошибки, но если осознан их вред и изъято из них то, что привлекало или побуждало их совершить. Если разложить явление на его составные части и проанализировать каждую, то рассеется туман прельщения и обольщений и выступит голый скелет неприукрашенной действительности. В прельщениях всегда действует обман. Обман чувств и ощущений, которые сами по себе, не приукрашенные внешне, не имеют в себе ничего привлекательного, особенно если посмотреть на них со стороны. Задача испытуемого – содрать с них внешние ложноукрашенные покровы, и тогда под каждым цветком можно увидеть змею, которая жалит, если тянуться к цветку. Действительность надо увидеть за каждым.

 

1967 г. 300. (М. А. Й.). Чтобы умерить суету настоящего, устремим мысли свои в будущее. Именно мера Беспредельности уменьшает триумф суеты. Надо есть, надо пить, многое надо делать, чтобы жить. Лишь бы делание это не заслонило основную цель жизни, как деревья заслоняют лес. Эту цель будем четко держать перед собою. Не в самих делах, но в том, что они дают сознанию и как обогащают его опытом, – смысл этих дел. Из каждого можно сознательно извлекать этот опыт, постоянно спрашивая себя, что дает это или то мне в смысле познавания жизни и людей. Познание человека тоже служит для накопления опыта. Все происходящее с человеком имеет лишь только эту цель. А люди, подавленные суетой, часто об этом забывают. Воплотившись на Земле ради совершенно определенной цели накопления и усвоения опыта земной жизни, забывают об этом они и гоняются за призраками земной собственности или земного благополучия, которые в лучшем случае столь же коротки, как и их временная жизнь в теле. Что бы ни делали, помните о смысле вещей и значении дел человеческих.

 

1961 г. 532. Сын Мой, мелькнут придорожные знаки и знание отметит пройденный путь. Опытных путников Ценим по величине опыта. Вот почему (их) путь так ускорен и так разнообразны и плодоносны испытания. Каждое расширяет сознание и обогащает накопления Чаши. Забота должна быть о том, чтобы извлекать из всего, с чем сталкивает жизнь, этот опыт ценнейший. Ученик потому и называется учеником, что сознательно, напряженно и постоянно учится именно на жизни. Учат жизни все почти люди, с которыми приходится соприкасаться. Человека надо познать – труднейшая дисциплина! Обычные дисциплины не имеют той горечи и яда, которые неизбежны в процессе познавания человеческой природы. Чтобы читать человека, как открытую книгу, надо перелистать все страницы ее и увидеть содержание каждой собственными глазами; ибо коротко учение о людях, но длинно познание.

1964 г. 464. (Сент. 10). Всякое насильственное навязывание своего авторитета недопустимо. Всякая напыщенность и надутость знанием, не претворенным на опыте в применении, подобна блеску фальшивых камней. Многие спотыкаются на этом. Незнающий и неопытный стремится зазывать на свой двор, не зная, каким ярым обременителем окажется каждый зазванный. Но знающий ждет только пришедших и постучавшихся. И нет у него желания блеснуть тем, что он знает, или пытаться кому-то что-либо навязывать. Вот почему рекомендуется отвечать на вопросы, избегая насыщать сознание фактами, не затрагиваемыми заданным вопросом. Даяние не по сознанию или сверх его вместимости неизбежно вызывает реакцию противодействия, и приходится тяжко платить, и тем тяжелее, чем больше было выдано не по сознанию. Дай, дай, дай – это требуют все, но мудро раздать может только многоопытный путник. И получившие сверх особенно яростно критикуют. Критика – результат невмещения. Особенно надо осмотрительным быть с теми, кто подвержен темным воздействиям. Без знания человека путь затруднен и распространение Учения становится непосильной задачей.

1961 г. 281. (М. А. Й.). Внешний облик человека не тайна, но врата, через которые можно войти в его внутренний мир, если есть умение и навык в эти моменты совершенно отрешаться от себя, своих собственных мыслей и чувств. Когда сознание становится подобным поверхности воды застывшего в покое озера, отражает оно четко и неискаженно окружающий его мир. Гладкой поверхности зеркала можно уподобить спокойное, отрешившееся от себя сознание. Волнение и думание о себе разбивает зеркало сознания на тысячи кусков, и отражение становится отрывочным, осколочным и искаженным. Тайна постижения чужой души лежит в способности отрешения от самого себя. Без этого отрешения или самоотвержения невозможно познавание человека. Не от Бессмертной Триады своей следует отрешаться, но, хотя бы на время, – от всего, что происходит в ее оболочках – физической, астральной, ментальной. Даже обычное сосредоточение есть уже известная степень самоотвержения или отрешения от себя. Даже слов собеседника не понять, если быть занятым только собою. Так качество самоотрешения или самоотверженности в своих уявлениях многообразно, и постепенны ступени его. Оно будет основою всякого познавания и особенно познавания Высшего. «Отвергнись от себя и следуй за Мною» – так Учитель сказал.

1961 г. 206. Друг Мой, на днях ты смог воочию убедиться, как мысль, принятая в сознание и заложенная в нем в виде зерна, дала вдруг ярое следствие через несколько лет, и как, следуя ей по каналу, ею заложенному, ты смог легко и свободно сделать то, чего никогда сознательно раньше не делал. И, совершив это, ты понял, что, отрешаясь от себя, можно наблюдать человека, беря его в фокус сознания и поднимаясь над ним. Как бы лучом прожектора освещается и становится видимым то, что раньше совершенно ускользало от внимания, и как бы открывается новый мир возможности познавания человека. Наблюдающий и изучающий природу человека, от себя отрешенный, всегда сильнее того, кто наполнен собой и кто, кроме переживаний, чувств и мыслей своих, ничего уже, сверх их, не может вместить. Следовательно, отрешение от себя есть и вместимость, то есть расширение сознания и его способности вмещения. Так отметим еще одну новую возможность познавания путем ярого отрешения от себя. Ведь это тоже путь к власти – сперва над собою, а после над миром.

1972 г. 213. (Май 7). Реально для человека только то, что попадает в сознание, все остальное для него не существует. Внутренний мир каждого индивидуален и отличен от другого. Дуги сознания могут совершенно не совпадать. Созвучие родится при совпадении дуг. Расхождения могут быть очень далекими. Чем шире сознание, тем больше вмещает оно чужих пониманий. Для Высокого Духа необходимо снисхождение, чтобы коснуться дуги более низкого сознания. Часто взаимонепонимание зависит от невозможности совмещения дуг. Но Высший всегда Может войти в понимание с менее развитым сознанием. Для Великих Духов душа человеческая не тайна. Основные свойства человеческой природы мало меняются даже в веках. Даже в Атлантиде существовали тоже злоба, обман, насилие и попрание законов природы, не говоря уже о Вавилоне и Риме. Подъемы, расцвет и падения наций шли своими периодами. Сущность природы человеческой остается все той же, и только на грани Великих Перемен открываются перед человечеством новые чудесные возможности преображения и себя и окружающего людей мира.

 

1972 г. 210. (Май 6). Обычно человек тем более хочет поучать и вести других, чем меньше имеет он права на это. Самоутвержденные наставники и учителя не понимают, какую тягость и ответственность берут они на себя, принимая учеников. Если бы знали, воздержались бы от зазывания. Самовольный наставник воображает, что если он читает Учение, то это одно уже делает его чуть ли не совершенством, в то время как он в действительности остается прежним. Не меньшая ошибка полагать, что прикоснувшиеся к Учению – какие-то особенные люди, наделенные всевозможными несуществующими достоинствами. Сколько ударов приходится принимать вследствие этого последнего заблуждения. Сущность человека, складывающаяся в течение многих тысячелетий, не может измениться за одну жизнь, если нет особых накоплений. Потому правильнее знать человеческую природу и не воображать то, чего нет. «Коротко учение о людях, но длинно познание».

 

1961 г. 320. (М. А. Й.). Думание о себе – одно из тягчайших препятствий познавания жизни и человека. Трудно проникнуть в чужое сознание и постигнуть его, когда только личность своя и ее интересы перед глазами. Самость, как пелена тумана, застилает возможности познания. Всякое познавание требует какой-то степени отрешения от себя. Познавание вносит эти требования, углубляет, расширяет и делает безусловными. Можно сказать: отвергнись от себя, если хочешь вступить в область Сокровенного Знания. Самость его не допускает, и со Светом его не сочетается. Каждый день дает нам возможность подумать не о себе, а о других, и в суждениях о явлениях жизни исходить не от себя, но от точки отправления мысли сверхличной. От себя мыслит самость и все прилагает только к себе. Как трудно с людьми, у которых «я» не сходит с их языка, и как неинтересно. Они связаны и замкнуты только собою. Круг самости может в своем крайнем выражении ограничиться булавочной головкой. Нет более страшных и крепких цепей, связывающих свободу духа. Вот он, самый страшный враг человека – самость его маленькой личности, желающей все для себя и способной думать только о себе и во всем исходить из себя, от своих эгоистических интересов и целей. Это понять и с этим бороться – значит вступить на путь освобождения от самого тяжкого рабства, которое существует на Земле.

 

1965 г. 519. (Нояб. 21). Познание человека происходит так, что познающий смотрит со стороны, примеряя к себе или другим отношения людей. Точно так же можно оценивать и самого себя, встав от себя в стороне и рассматривая себя словно как бы постороннего человека. Много интересного и нового можно обнаружить в себе при такой установке, в особенности в отношениях своих к людям. Обычно человек совершенно различно смотрит на свои собственные недостатки и на такие же недостатки в других. К себе – снисхождение и терпимость, к другим – нетерпимость и осуждение. Равнодушие к чужим переживаниям допускает, но равнодушие и бессердечие людей к своим собственным воспринимает болезненно и осуждает. Так, анализируя со стороны достоинства свои и недостатки, можно получить более или менее правильную оценку своей личности. Отойти от нее и посмотреть со стороны необычайно полезно, ибо помогает отделению сознания от ее власти. Связанность сознания со своей личностью порождает в результате то, что называется личным сознанием, то есть сферою малой, ограниченной, неверной и всегда ложной в своем представлении о вещах и в своем понимании характера окружающих его людей. Для познавания человека недостаточно одних только уроков жизни, хотя бы очень суровых и горьких, нужно еще и умение познавать явления с точки зрения неличной. Особенно интересно при этом отметить, как один и тот же поступок, совершенный нами самими и другим человеком, получает в наших глазах разные оценки. Пока не научимся мерить одинаковой меркой себя и других, от власти личного начала в себе, низшего «я», над сознанием не освободиться. Так можно начать пересматривать заново всю свою жизнь с самого начала, как бы со стороны, как бы жизнь постороннего человека, зорко отмечая все то, что подлежит осуждению и от чего следует освободиться.

1962 г. 511. (М. А. Й.). Как и тогда, так и теперь, так и всегда пусто кругом, и можно по пальцам считать одной только руки тех, кто, подойдя, не уйдет. Широко считать не в наших привычках; что думать о встреченных вами прохожих и что долго гадать – никто не подходит быть спутником верным на долгом пути, за исключением двух или трех. Кроме того, у многих свой путь, тоже к цели ведущий, но чуждый и далекий для вас. Не будем много судить и рядить, важно выяснить только, по пути или нет, близок или далек, хорош или плох. Дар узнавать человеков вам дан. Радости мало дает, но отделяет негодных. Природу людскую надо вам знать для будущего, чтобы больше уже не ошибиться и за внешнею маской видеть уметь лик истинной сущности, маской прикрытой. Потому так и суровы уроки и такая большая цена или плата за опыт. Не будем стоять за ценой, ибо опыт бесценен. Без знания человека ступень Архата недостижима. «…»

1962 г. 389. (Авг. 24). Вмещение пары противоположностей, или, как это говорили раньше, нейтрализация бинеров, есть достижение, которое можно назвать ступенью биполярного сознания. Куда бы и на что бы ни обратился взор, везде имеются эти два полюса вещи единой, обуславливающих ее существование. Вмещение означает и понимание, прилагаемое на практике в жизни. Говорим об отречении от земной собственности и Добавляем: владейте всем. Говорим об отрешении от всего земного и тут же Поясняем, что надо любить эту жизнь на Земле и, живя ею, сердечно интересоваться всем, что видит глаз, и принимать самое живое участие в ее потоке. И слава и известность – все допустимо, если осознан противоположный полюс явления. Видеть вещь в ее целостности: конец и начало, светлую и темную сторону, причину и следствие, здесь и там, потенциальное всемогущество духа при ограничении телом земным – будет ступенью Архата. И когда слышите крики «Осанна» и провидите в них ярость грядущих поношений, глумлений и преследования – это тоже ступень биполярного зрения духа. Ступень эта трудна необычайно, трудна необходимостью именно практического применения этого понимания, то есть вмещением. Личность и личное сознание – это тоже полюс существования духа, за которым стоит полюс другой – сознание сверхличное и интересы других: коллектива, народа, страны, всего человечества и даже человечеств дальних миров. Мало об этом знать, надо научиться жить жизнью сверхличной и интересами целого так, чтобы личность как самоцель и самодовлеющее начало перестала иметь свое прежнее значение, но, не перестав существовать, влилась бы как созвучное гармоническое явление в сферы сверхличного сознания, то есть чтобы личность превратилась в Индивидуальность и слилась с нею. Жизнью сверхличной, жизнью своей Бессмертной Индивидуальности жили все Великие Духи, полагая душу свою, личность свою за мир, хотя бы это и достигалось Ими ценою великих страданий и даже смерти того, что люди называют личностью в человеке. Именно этим путем сохраняли они свою Бессмертную Индивидуальность, которая росла и укреплялась в огнях испытаний. Оба полюса жизни: земной и надземной – совмещали Они в своем понимании, являя этим ступень биполярного сознания. Так же и, смотря на человека, видели Они не только один полюс его бытия – физическое тело и внешние уявления, но и другой – его скрытую от других невидимую сущность. Точно так же и каждый поступок имеет две стороны: одну, творимую явно, и тайно – другую, творимую в мыслях; одну, совершаемую ныне, другую – приносящую следствия в будущем, то есть конец; конец и начало, обе стороны вещи единой. Однополюсным сознанием обладают все, биполярным очень немногие. Путь к нему труден и очень тернист. Особенно труден он в процессе познавания человека. Можно отметить, что при первых встречах и соприкосновении с подходящими к Свету яро выявляется один полюс их существа, с тем, чтобы со временем так же яро выявить и другой. По признаку этому можно научиться распознавать ту, другую, тщательно скрываемую сторону человека, то, что закрыто внешнею маской, или даже то, что подошедший и не подозревает в себе, но что подлежит напряженному выявлению. Почему около некоторых людей происходит неизбежное выявление ликов? Не потому ли, что оба полюса вещи единой им становятся видимы явно. Человек хочет Света, и … выявляется в нем все самое темное, самое неприглядное, все самое хитро и тонко скрываемое, выявляется для преодоления, изживания и победы или же для поглощения тьмою. Тьма во тьму и отыдет, но выявить ее надо, ибо время теперь счетов конечных, когда Свет и тьма расположились по полюсам и притяжения их, этих полюсов Света и тьмы, усилились необычайно. Ступени биполярного зрения можно порадоваться, хотя нелегка. Но крест познавания жизни и человека несут, кто восходит по лестнице Света.

 

1969 г. 520. (М. А. Й.). При познавании человеческой природы и ее особенностей огорчаться слишком не будем. Ведь и тысячу лет тому назад люди были не лучше. Огорчение происходит от незнания. Знали бы лучше, не огорчались, а старались бы посильно помочь там, где это возможно. Потому и на будущее время запасемся терпением, терпимостью и пониманием того сложного явления, которое именуется человеком.

1966 г. 187. Ужимками духа друзей особенно не огорчайтесь. И они тоже выявляют свою сущность. Надо знать, надо знать, надо знать свойства природы людской. Только так можно быть вооруженным на все случаи жизни. От незнания и неподготовленности много бед происходит. Ведь возможно обольщаться не только прельщениями тьмы, но и внешними обликами подошедших. В некоторых случаях даже пуда соли может оказаться недостаточно.

1966 г. 491. (М. А. Й.). Наблюдательность есть средство обогащения сознания новыми поступлениями и новыми впечатлениями. Очень интересно наблюдать лица людей, выражение их глаз. Как открытую книгу можно читать их настроения и чувства, если только, найдя в себе силу и желание отрешиться, наблюдать их поверх личных мыслей и переживаний. Невозможно наблюдать, будучи занятым собою. Наблюдательность и самонаполнение несовместимы. Любое сосредоточение требует такого отрешения. Эгоизм слеп тем, что, кроме себя и своего, не видит ничего другого и не может, даже если бы хотел. В этом ограниченность самости. Делает она человека слепым. Отрешению от себя надо учиться, хотя бы ради того, чтобы освободиться от слепоты.

 

1963 г. 153. (М. А. Й.). Для более полного и лучшего распознавания внутренней сущности человека хорошо отбрасывать все ярлыки, звания и отличия, которые люди на себя надевают, чтобы ими прикрыться. Под внешними названиями люди очень искусно скрывают свой истинный лик. Вот все эти прикрытия и следует сдирать с них бесцеремонно и не стесняясь, чтобы увидеть за ними человека, каков он есть, неприкрытый. Много будет неожиданностей. И часто за благообразной и даже патриархальной внешностью можно будет увидеть ничто ни тому, ни другому не соответствующее. Особенно опасны слова, часто прикрывающие мысли, произносимым словам противоположные. И тогда за внешней улыбкой можно увидеть мертвый оскал черепа. Изощренность двуногих весьма велика. Указания эти приложите широко.

1963 г. 140. (Гуру). Время – великий учитель, а опыт подтверждается жизнью. И зная все это и зная людей, все же надо не заложить уши непониманием и не пропустить стука стучащегося. Нелегко распознать стучащегося от прохожего, ибо оба стучатся. Но различен их стук. Одни сердцем стучатся, другие – мозгом. Мозговики ненадежны. Но еще хуже эмоционально неуравновешенные. Хуже же всех психисты. Эти неисправимы. Допустить их в свое сердце – значит соединить его с каналами тех воздействий, под которыми находятся эти психисты, и поставить себя под волны сторонних влияний, которые могут быть очень сильны и опасны. Вот почему нужны зоркость, и настороженность, и знание человека.

1970 г. 242. (Гуру). Хорошо от времени до времени укладывать на полку опыта различные уроки жизни. Это ничего, что порою они очень горьки. Зато они прекрасно вооружают на все случаи жизни. Особенно ценно знание человеческой природы. И друзья, и враги – все постарались обогатить опыт познания человека. Будем им благодарны за такую ценную науку, она в будущем поможет избежать многих ошибок. Знать человека – какое великое достижение!

 

1966 г. 499. (Авг. 24). Сын Мой! Неизбежны колебания в отношениях к тебе подошедших к Учению. Сказано было: «И вознесут и унизят». Смотрите на это под углом познавания человека. Как же иначе понять природу людскую, если не столкнуться с нею близко. Одно Могу Обещать: никто, соприкоснувшись с тобой, не пройдет мимо, не выявив своей сущности. И никто, выявленный, не простит тебе этого знания их скрытой природы. В суждениях твоих полагайся на себя, но не на мнение даже близких, ибо не видят они того, что видимо тебе. И знай свой путь, одинокий и трудный, но яро ведущий ко Мне. Имеешь счастье Общения и получения посылок Моих. Не может это не вызвать реакций со стороны тех, кто соприкасается с тобой. Отсюда и неизбежность острого реагирования с их стороны на излучения твои. Но ты знаешь свой путь – и то, что идешь ко Мне. Многое еще скрыто от тебя из того, что происходит с тобой во время твоего сна, но сроки наступят, и узнаешь, и многому удивишься, и порадуешься. Они не знают почти ничего, а ты уже знаешь самое главное, а именно то, что Мне близок и что связь наша уходит в века. Имеешь то, что есть у очень немногих. Это цени и знай об этом в сердце своем. Действительно близки тебе те, кто близок тебе по Лучу. Эта близость ненарушима. А остальные не твои, и не жди от них любви или дружбы непреходящих. Им близки другие, не близок ты. Это, тем не менее, обязывает относиться и к ним, тебе не близким, с должной степенью внимания и дружелюбия. Тебе так много Дано, что от тебя не убудет, если поделишься Светом и с ними. Твой долг посветить везде, где возможно и где нет явного и острого противодействия излучениям твоим. Но насильственное даяние невозможно.

1965 г. 387. (Сент. 10). Первым признаком избранничества будет неугасимое горение сердца. Мы Судим по огням сердца. Судите и вы по своим и чужим – ошибки не будет. Точнее будет сказать: не судите, но знайте, ибо суждение и знание не есть осуждение. А знать будет надо, ибо Дело Мое творится через людей. Сколько непоправимого вреда причинилось несдержанностью и многословием. Правильное решение в том, чтобы освободиться от личного отношения к людям и заменить его сверхличным, то есть уже более не находящимся в зависимости от личных чувств, непрочных и преходящих. Именно все, построенное на таких чувствах, непрочно. Критерием пусть будет полезность для эволюции или для Общего Блага. Это условие не исключает близости духом, которая длится века. Но она исключает прохожих. Сколько времени и энергии отнимают они у малоопытных сотрудников наших. Когда личное отношение отбрасывается, ошибок становится меньше. Много недурных сознаний споткнулись на личных миражах, пока не научились видеть и читать ауру; знать можно сердцем, но сердцем, свободным от суждений самости.

1963 г. 209. (Апр. 25). Если сердце отвращается от соприкосновения с кем-то, сердцу можно поверить и соприкасания избегать. Что же, как не сердце, подаст первую весть? Полагаясь на его голос и предупреждения, утончаем его. Сердце – страж верный. Сколько желающих прильнуть к магниту горящего сердца. Тянутся все: и те, кто от света, и те, кто от тьмы. Не с целью благою тянутся темные руки. Особенно опасны прикрывающиеся, ибо иначе как могут они подойти? И горе нераспознавшим. Распознавание – качество, совершенно необходимое. Распознает сердце. Значит, воспитанию и утончению, то есть культуре сердца, следует уделить достаточно времени, а главное – внимания, ибо очень часто сигналы сердца остаются в небрежении. Сердце требует только свободы уявлять свои чувствования и ощущения и хочет, чтобы с ними считались. Много ошибок проистекает от того, что не принимаются во внимание первые предупреждения сердца. Сердце дано человеку как независимый орган или аппарат для восприятия того, что неощутимо для мозга. Воздадим должное сердцу.

1967 г. 512. (Сент. 7). Но как же быть с ними, желающими зла и идущими против? Аура Учителя Света Озаряет и Воздействует на всех, кто попадает в сферу ее магнитного поля, как на злых, так и на добрых. И реакция ответная со стороны людей бывает двоякая: она пробуждает спящие энергии человеческой сущности в соответствии с природой человека – хороший становится лучше, плохой еще хуже и злее. Правда, и в хорошем человеке, если это будущий ученик, пробуждаются скрытые отрицательные свойства, но только для преодоления и победы над ними. Сужденные тьме не побеждают. Цель ученика – знать. Но познание человеческой природы пусть не вызывает осуждения, ибо знать – не значит осуждать. Знание дает спокойствие, и равновесие, и навык не реагировать в унисон с ужимками и неуравновесиями чужого астрала. Большинство людей находится в рабстве у своей астральной оболочки. Не следует быть куклой детского театра, которую дергают за веревочку, – и она отвечает на каждое подергивание. Мало ли у кого могут быть какие настроения – ни подчиняться им, ни реагировать на них, ни осуждать за них не будем. Будем видеть, и знать, и внутренне не ответствовать никак на неистовство астрала. Ну, а как же быть с друзьями или считающими себя таковыми? Их надо знать еще лучше и не обманываться внешностью, а главное, не умиляться масками. Под внешним все скрывают внутреннее, тщательно скрывают. Учитель все Видит, и все Знает, и все же не Отбрасывает прочь. Учитель Являет великую терпимость. Так же поступайте и вы. Учитель Знает и, зная, не Осуждает. Не осуждайте и вы. Неизменяем Владыка. Это означает, что Его отношение течет поверх того, что происходит в астральной оболочке ученика.

1967 г. 441. (М. А. Й.). От тех, кто подошел к Учению, вы получили гораздо больше неприятностей и вреда, чем от посторонних или даже врагов. Ведь от друзей обычно не оберегаемся, им доверяя. А через двери доверия удары наносить много легче. Поэтому открывать себя слишком, даже друзьям, не следует. Самые злостные враги создаются именно из неудавшихся друзей. И кажущаяся хорошесть и доброе расположение – до первого испытания. И все же настоящие друзья существуют. Правда, нечасто они встречаются в жизни. Тем более ценна такая дружба, даже если она состоялась и не под знаком Учения. Опытный руководитель смотрит не на то, каков ученик в данный момент или каким он хочет казаться, а на то, каким он окажется или может оказаться в будущем. Много малых по виду признаков, весьма красноречивых, если их не пропускать мимо. Упуская эти мелочи в поведении человека, лишаем себя возможности познать его сущность. Вспомните, как тяжко пришлось расплачиваться вам за то, что не приняли во внимание и не сделали соответствующих выводов из таких малых, неприметных, на первый взгляд, особенностей поведения новых друзей, так устремленно и вдохновенно подошедших к Учению. Из малого выросло большое, а платить пришлось вам. Наука о людях сложна и требует самого внимательного и аналитического отношения, но без всякой предубежденности или враждебности к ним. Мерилом человека все же будут не слова, а дела.

1965 г. 543. (Дек. 1). Хорошее знание человеческой природы не дает права на нехорошее отношение к человеку. Знать и все же являть дружелюбие и желание помощи будет уже свойством Архата. Владыки Знают и все же все силы Свои Отдают на служение людям, часто жертвуя даже жизнью. Таким образом, знание человеческой сущности не мешает любить человечество и отдавать ему все свои силы. Следуя в подражании за Учителем, явим такое же отношение к тем, с кем сталкивает нас жизнь. Знание и обсуждение очень далеки от критики и осуждения. Знать – не значит осуждать. Доброжелательный анализ с целью помочь допустим. Злопыхательное недоброжелательство осуждено. Нелегко, зная, сохранить добросердечие, то есть светоносное состояние сердца. Нелегко помогать или делиться знанием, не ожидая ни признательности, ни благодарности, ни даже доброго отношения взамен. Многие получившие часто платят за это самой черной неблагодарностью и злобствованием. Но только предательство и оскорбление Иерархии непоправимо и лишает права на помощь и связь. Все прочее не может служить препятствием к тому, чтобы помощь им прервалась, даже несмотря на проявленное недружелюбие. Конечно, если по каналу к ним открытого сердца текут злоба, осуждение и недовольство в ответ на посылаемый Свет, то следует соблюдать целесообразность и «не метать бисера». Слова о попирающих жемчуг знания пятою невежества по-прежнему остаются в силе. И хорошо, когда получившие платят только равнодушием или забывчивостью, бывает и хуже. Несущие Знание людям пусть не рассчитывают на получение мзды даже в виде признательности и благодарности. Тем более будет ценно это редкое качество в немногих, свет получивших от вас.

1965 г. 187. (Гуру). Однажды предатель – предатель всегда, однажды обманщик – обманщик, однажды неверный и половинчатый в дружбе – сохранит эти свойства надолго. Поэтому в прогнозе возможных взаимоотношений в будущем придется учитывать те особенности и свойства характера, которые были проявлены прежде. Так будет меньше разочарований и огорчений и более здравого смысла. Но осуждение все же придется оставить. Осуждение заменяется знанием человеческой природы. Знание без осуждения – свойство Архата. И на друзьях и врагах будем учиться познавать человека, ибо познание это длинно. И будем радоваться, если сама жизнь дает нам возможность познавать скрытый облик человеческой сущности.

1965 г. 540. (М. А. Й.). Жестокость людская – признак конца Кали Юги. Все темное в человеке выявляется напряженно для трансмутации. Не выявленное, как может оно преобразиться? Соприкасание с людьми очень сложно и болезненно очень. Человечности не хотят люди явить и бережности к окружающим. С этим приходится сталкиваться, чтобы еще лучше и глубже понять человеческую природу. За знание надо платить, а за познавание человека – особенно тяжко.

 

1963 г. 073. (Февр. 5). Забота о дне отпадает, когда будет все. Но будут заботы другие, планетно-космические. От забот не уйти. Назовем их осознанием ответственности. Степени этого осознания различны, вплоть до осознания ответственности за Землю. Есть и выше – за всю Солнечную систему и ее человечество. Чем выше дух, тем шире ответственность. Осознание Космической ответственности начинается с осознания таковой за свои слова, поступки, чувства и мысли, за каждое и каждую. Все они либо очищают и осветляют пространство, либо засоряют его. Будучи частью Космоса, человек порождает непрерывно и постоянно свет или тьму, распространяя их вокруг себя и оставляя в сферах, где он пребывает, узоры своего духа. Нельзя двигаться дальше известной ступени, не приняв на себя ответственности за все, творимое своей волей. Можно познать хорошо людскую природу со всеми ее недостатками. Но достижение будет не в этом, а в том, чтобы, зная скрытую сущность людей, не осуждать. Знать и не осуждать, знать, видеть, понимать и все же не только не осуждать, но и любить. И видя невежество их, их просвещать, не осуждая, им нести свет, считая, что они, невежественные и не знающие Света, братья по духу, имеющие в себе то же вечное пламя и идущие туда же, куда идете и вы. Это и будет ответственностью за Землю.

1963 г. 393. (М. А. Й.). Знать и не осуждать – нелегко и непросто. Но знать все же нужно, ибо без знания человека ступень Архата недостижима. Горек опыт познания человеческой природы, но без него продвижение невозможно. Познавая других, познаем и себя. А nosce te ipsum – основа всего и завет на все времена. Правильно, видя недостатки в других, прежде всего посмотреть, нет ли их в самом себе. В других легче всего замечается то, что в себе еще не изжито. И легче всего другие подозреваются в том, что сам подозреваемый сделал бы на их месте. Во всяком случае понятнее то, через что человек прошел сам и что испытал на собственном опыте. Неосуждение и терпимость – тоже достоинства, без которых справедливость страдает. Знать, не осуждать и даже хотящих вести – удел тех, кто хочет быть с нами.

1968 г. 424. (Авг. 10). Относительность человеческих представлений окружающего людей мира поражающая. Все зависит от широты и ступени развития сознания. Обычно даже не понимают, насколько могут разниться эти представления у двух рядом сидящих землян. Чтобы хоть как-то разобраться в этом, необходима какая-то степень самоотрешенности. Но все наполнены только собой и только своим. Где уж тут думать об особенностях чужого сознания. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Сколько голов, столько и миров». Проникать в чужое сознание можно, можно являть понимание, но требуется тонкий подход, который обуславливается любовью, то есть сердцем. Любящее сердце прекрасно чувствует особенности и своеобразие любимого человека. Сердце – ведун, сердцем легко проникнуть в сознание другого человека. Познание разнообразия душ человеческих достигается сердцем. Каждое сознание окружено мыслеобразами, которые оно создает. Мыслящий о Красоте создает и прекрасные образы. Сущность узора каждого духа, оставляемого им в пространстве, определяется принципом Красоты. Породители безобразия действуют по принципу, диаметрально противоположному. Каждый может оглянуться назад и посмотреть мысленно, какой узор мысленных образований оставил он после себя, какой мир представлений окружал его в течение его жизни. Этот мир последует за ним и дальше, и каждый мыслеобраз, созданный им, предстанет перед ним, чтобы получить окончательную оценку, получить либо признание, либо отрицание. При признании мыслеобраз остается с человеком, который берет его дальше с собою и использует его для жизни в Надземном, варьируя его на всевозможные лады. При отрицании человек должен от него освободиться и нейтрализовать вложенные в него им самим энергии, то есть его победить или разрушить, чтобы он не сопутствовал ему дальше. Это касается, прежде всего, мыслеобразов, несущих на себе печать безобразия. Встреча со стражами Порога включает в себя также и этот процесс. Тот, кто при жизни земной порождал безобразие, должен встретиться лицом к лицу с объективными видимыми формами своего творчества и или преодолеть их, отбросить и разрушить, потушив пульсирующие в них энергии, или войти с ними в сочетание и погрузиться в них. Если они сохранили для него привлекательность и притягательную силу, борьба трудна. Если он их изжил и перерос, встреча будет победной. Все люди постоянно творят различного вида мыслеобразы. Очень важно, чтобы они не были безобразны, но чтобы соответствовали принципам Красоты. Контроль над мыслью следует направить на это. Сила мыслеобраза обуславливается чувством. Даже малое сознание, вдохновленное чувством самоотвержения, творит прекрасные формы в пространстве. Это его будущие друзья и сопутники. Процесс искупления, то есть нейтрализации и погашения безобразных мысленных форм и в них заключенных энергий, неизбежен, если узор духа не соответствует принципам Красоты.

 

1970 г. 678. (Гуру). Когда человек излагает самые прекрасные и возвышенные мысли, постарайтесь выяснить, как он прилагает в жизни то, о чем говорит. В самых мелких подробностях поведения выявляется характер человека. Будьте очень внимательны, и именно к мелочам, и тогда за набором пушистых изречений выглянет истинный лик говорящего.

1970 г. 730. (М. А. Й). Знание человеческой природы нужно для того, чтобы помогать людям двигаться дальше. Не для осуждения приобретается это знание, но для помощи. Жемчужину, найденную в грязи, от грязи можно отмыть. И никакие несовершенства не могут служить препятствием восхождению духа, если зажжено пламя устремления. От любого пути зла можно обратиться к добру. Только предательство и оскорбление Иерархии непоправимы.

1970 г. 561. (Гуру). Суровое знание человеческой природы предпочитается умилению масками. Но есть еще более худший вид умиления – это своею хорошестью. В ослеплении таким умилением люди не понимают, насколько они могут отягощать стоящих над ними. Целесообразность и соизмеримость требуют, чтобы пришедший принес с собою ценные накопления. Тогда Общение происходит животворно.

1970 г. 618. (М. А. Й.). Знание человека дает право на обсуждение, но не дает права на то, чтобы осуждать. Тонка граница между созидательным обсуждением и осуждением. Следует очень внимательно следить за тем, чтобы обсуждение не переходило в осуждение.

 

1971 г. 364. (М. А. Й.). Процесс познавания человека труден тем, что, когда раскрывается неприятная сущность двуногих, нельзя иметь ни осуждения, ни раздражения, ни злобы, ни всех прочих обычных чувств человеческих, отмеченных недоброжелательством. Надо знать, понимать и не осуждать, помогая им, не знающим Света, по мере способности их Свет вместить, и за творимое ими зло воздавать им добром. Это и будет Путь, которым Шли все Носители Света.

1971 г. 453. (М. А. Й.). А что горевать о друзьях? Сказано: «Вознесут и унизят, но для вас промелькнут эти придорожные знаки». Суждение людское редко бывает верным и беспристрастным. Личные чувства ненадежны. На них строить нельзя. Примкнувшие к Учению люди не могут изменить свою сущность, формировавшуюся в течение долгих тысячелетий. Ошибочно идеализировать их и «умиляться масками». Лучше сурово знать, но без осуждения. Тогда знание друзей будет суждением правды.

1971 г. 714. (Гуру). Подводя итоги прожитых лет, зла помнить не будем, но и безропотных овечек собою являть не годится. Опыт тяжелый и горький на пользу послужит, ибо главное – впереди, и, вступая в будущее по пути познавания человека, надо пройти возможно дальше.

1971 г. 779. (Дек. 16). Никакие рассуждения и чтения не заменят опытного знания. Но через опыт приходится проходить в жизни. При этом опыт горький и трудный особенно обогащает сознание. Труден опыт познания человека и особенно горек. И главная трудность его в том, чтобы, видя человеческую сущность, научиться не осуждать, и мало того, чтобы не осуждать, но и посильно по мере нужды помогать им, еще не прозревшим. Можно считать явлением обычным, что за сделанное добро человеку в ответ вместо признательности приходится получать удары. От недоброжелателей – это естественно, но от друзей – незаслуженно и горько. Впрочем, если углубиться в далекое прошлое, причины, быть может, удастся найти. И не только нельзя осуждать, но и надо хранить равновесие. Потому Указуется, что «лучше сурово знать друзей, нежели умиляться масками», чтобы не было разочарований. Под Лучом люди выявляют себя довольно быстро. И когда предвзятости нет и необоснованной доверчивости тоже, легко избежать ошибок и разочарований, ибо целью будет чистое познавание и желание посильно помочь.

1970 г. 827. (Гуру). Огорчаясь поступками людей, мы часто упускаем из виду то обстоятельство, что каждое огорчение приносит очень полезный опыт и познавание человека. Поэтому правильнее не огорчаться, а радоваться вооружению сознания опытом на будущее. Почему нужны повторные удары со стороны друзей, удары, приносившие столь много осложнений, огорчений и страданий? Не для того ли, чтобы крепко понять и усвоить, что каждый подошедший к Учению берет на свои плечи крест своих несовершенств и недостатков и с ними шествует дальше и от этого еще не становится совершенным, а какое-то время остается таким, каким был, а иногда и становится даже хуже, пока не перегорят в нем неизжитые свойства его низшей природы.

1970 г. 682. (Окт. 17). Самоотвержение сочетается со служением, то есть с выдачей психической энергии, и тогда становится служением самоотверженным. «…» Низкие духи, соприкасаясь с аурой Учителя, начинают приходить в неистовство и бесноваться. Так тьма реагирует на Свет. И даже в будущем ученике психическая энергия Учителя вызывает к проявлению все его скрытые и неизжитые отрицательные качества. Какое же тонкое распознавание надо явить, чтобы безошибочно различать характер реакции со стороны подходящих. Знаете о случаях темных предательств, даже после долгого времени сотрудничества. Все это заставляет соблюдать предельную осмотрительность, чтобы не тратить напрасно драгоценную мощь. К тому же – «много званых, но мало избранных». Эта формула требует особенно вдумчивого подхода к каждому возможному ученику. Долголетний опыт показывает, что подходящие к Учению не перестают быть людьми, наделенными обычными людскими несовершенствами, и что неразумно ждать с их стороны какого-то особого отношения. И лишь сужденные ученики не подходят под обычные мерки. Но их так мало, что исключения не приходится принимать за правило. Вот почему необходимо проходить через тяжкий и горький опыт познания человеческой природы. Этот опыт ценен необычайно. Огненный Дух Матери Агни Йоги не знает ошибок в определении людей.

 

1972 г. 077. (М. А. Й.). Не стремитесь видеть в примкнувшим к Учению надземное совершенство. Они остаются людьми, перед которыми стоит задача преодолевать себя, свои обычные земные несовершенства. Нельзя требовать от людей того, чего в них еще нет. Лучше помогать им посильно, избегая осуждения. Знать человека – не значит его осуждать. Познавание человеческой сущности дается для того, чтобы тем мудрее помогать им, несовершенным, стать на путь самоусовершенствования.

1969 г. 511. (Гуру). Сколько отягощений причиняют нам люди. Каждый человек, с которым сталкивает жизнь, учит чему-то. Желающий учиться извлекает быстро из этих уроков всю их полезность. И тогда вместо жалоб и сетований благодарит он судьбу за даваемые ею возможности познать человека.

 

1969 г. 198. (М. А. Й.). Учение указывает, что надо сурово знать друзей и не умиляться масками. Как же приобрести это знание? Только опытом. Опыт познавания человека труден и горек. Не от врагов, но от друзей приходится получать огорчения и горько расплачиваться за неумение правильно разобраться в человеке. Если просмотрите внимательно свою жизнь, то увидите, сколько трудностей и неприятных последствий имело место именно вследствие необоснованной доверчивости или непонимания характера друга. Сказано было: «Не врагов опасайтесь, но друзей».

1962 г. 272. (Июнь 5). Две задачи встают во весь рост: первая – познавание человека, вторая – отрешение от сферы личного мышления. Без распознавания сущности каждого приближающегося Дело Мое невозможно творить. Без отрешения от себя космическое мышление недостижимо. На каждом этапе пути в Беспредельность встают свои определенные задачи, от разрешения которых зависит дальнейшее продвижение. Не случайны они. Это вехи, указующие степень роста сознания и характер его граней. Мудрый радуется трудностям и испытаниям, ибо они непреложно несут его, крыльям подобно, к Башне далекой. Каждая трудность и препятствие – ступень приближения ко Мне. Не позавидуем им, не знающим терний Пути. Родные Мои, дети Мои, любимые, избранные Мною, в несчастьи и счастьи Я с вами, ибо Я вам Заступник и Друг и Отец.

1968 г. 264. (Гуру). За каждым человеческим характером и его свойствами стоит целый ряд жизней, уходящих в далекое прошлое. Потому так трудно и поддаются воздействию свойства людские, и невозможно завидовать чьим-то способностям или талантам, заработанным в прошлом долгими усилиями и трудами. Обычно в человеке видят его настоящее, забывая, что он есть ходячая кристаллизация своих прошлых накоплений. Если их хорошо понять, то можно вызвать из прошлого лучшие нахождения и на них строить продвижение духа в будущее. Все не свойственное и чуждое духу долго не удержится им. Но добрые прошлые накопления, вызванные к жизни, дадут хорошие результаты. Понимание человеческой сущности сложно, но канон «Господом твоим» будет ключом к душе человека. Его применяя, можно много пользы принести людям.

1967 г. 537. (Гуру). Продолжается процесс познавания человека. Не для осуждения, но для опыта и для Знания допускается этот процесс Учителем. Видите разновидности человеческих свойств и качеств. Учитесь распознаванию; учитесь тому, чтобы не придавать словам значения, но смотреть на дела. Учитесь распознавать и сущность друзей. Земная жизнь – хорошая школа. Хорошо накапливать ее опыт, не ожесточаясь духом, не огорчаясь слишком и зная, что жизнь промелькнет, как кинолента, ничего не оставив после себя, кроме получения опыта. Хорошо этот опыт приобретать сознательно.

1961 г. 220. Не надо носиться с собою и таскать повсюду себя. При контакте с людьми о них надо думать и наблюдать и учиться. Учит каждый человек, с которым встречаемся в жизни, ибо за каждым длинная жизнь, не имеющая начала, и у каждого свои накопления. Только так постепенно, отрешаясь всегда от себя, можно приступить к познанию человека.

1967 г. 213. (М. А. Й.). Чтобы познать жизнь в целом, приходится знакомиться и с ее оборотной стороной. Процесс не из приятных. И люди выявляют свою истинную сущность. Радости мало видеть изнанку жизни. Но то, что есть, неотрицаемо. Сурова действительность жизни.

 

ДОПОЛНЕНИЕ

 

1954 г. 134. «…» Сын Мой, ты в сердце Моем место имеешь и оценен таким, каков есть и был в веках далекого прошлого. Учитель не Предполагает, но Знает. И потому важно не признание людское, но признание Учителя. Скоротечны чувства людские и не прочны. Но неизменяем Учитель и прочен, как скала. И любовь Его не ржавеет. На Учителя можно положиться, но не на личные чувства окружающих. Мало верных друзей и преданных мало. Потому ценен каждый знак преданности. Друзей надо знать. Для познания человека нужно время, и иногда очень продолжительное. Перед концом каждый выявляет лик свой, дабы знали, кто чего заслуживает и кому и что можно доверить. Радуйтесь раскрытию ликов и накопите познание о людях. Лучше остаться одному, но с Учителем, чем быть окруженным гнилыми друзьями. Лучше немногие испытанные и верные друзья, чем толпа почитателей. Хорошо знать людей и помнить, что одиночеству ничто не изменит.

1955 г. 099. (Фев. 21). Сын Мой, жизнь не скупится на предоставление опыта тяжкого. Вижу и Знаю. Помог бы, если бы не был он столь неотложно нужен. Учат все: и друзья, и враги. И от друзей много огорчений бывает. Бремя их ошибок горько ложится на плечи. Горечи жизни не избежать. Но ведь цель жизни земной и есть именно накопление опыта. И если самый ценный опыт трудно достается, то что же ценное дается легко? Бережно и продуманно будем откладывать в Чашу плоды опыта жизни. Они нужны навсегда, а не только на одну краткую жизнь. Глубокое познание людей – необходимое условие архатства. Нужно знать и добрых и злых, друзей и врагов и понимать их. Трудно познание человека. Обманчива внешность. И то, что говорит человек, и во что верит сам, и что считает правдой, еще совсем не значит, что это так, ибо не знает сам, что будет думать завтра. Одно можно сказать: «Не надейтесь на сынов человеческих, ибо как можно поручиться за кого-то, если он сам за себя ручаться не может». Личные симпатии и антипатии непрочны. На личных чувствах основываться нельзя. Объединить может лишь Учение, и общая цель, и работа. Пляска личных чувств нарушает гармоничность взаимоотношений. Лучше без них, помня, что настоящих друзей неслыханно мало.

1955 г. 203. (Апр. 18). «…» Жизнь восходящего духа можно назвать борьбою за утверждение действительности. Учим распознаванию людей, вещей и явлений. Тяжки и горьки уроки жизни, но зато учат ценнейшему качеству распознавания. Но труднее всего распознать человека. Лишь накопленное чувствознание может помочь. Не следует подходить к людям с предвзятыми о них суждениями. Надо смотреть и стараться увидеть. Для распознавания человека требуется большая зоркость и настороженность. Слова не значат ничего. В лучшем случае они отражают мир очевидности, ложной уже по самой своей природе. Потому и Говорим: коротко учение о людях, но длинно познание. Спокойные грани кристалла сознания дадут более или менее неискаженное отражение человека в сознании вашем. Пусть отражающая грань будет чиста от предпосылок и глаз сердца напряжен, и тогда то, что скрыто внутри человека, может предстать в какой-то степени четкости перед глазом, который хочет не только смотреть, но и видеть.

1956 г. 237. И еще: коротко учение о людях, но длинно познание. Нет двух людей схожих, подобно тому, как нет двух одинаковых листьев. Лишь для поверхностного взгляда похожи они. Сущность Вселенной в многообразии. Руки, ноги, глаза, головы, уши у всех. Под внешней одинаковостью вида скрыто великое неповторяемое разнообразие индивидуальных накоплений. Потому Говорю: «Длинно познание человека». Формой постижения человека будет чувствознание, когда скрытая сущность определяется сердцем. И все же познание человека – самая трудная и сложная наука. Учитель Знает, но вам часто нужны пуды соли, чтобы при ближайшем контакте человек обнаружил сущность свою. И Мы часто Прибегаем к испытаниям, чтобы раскрыть не выявленный еще в жизни потенциал той или иной Индивидуальности. Мало чувствознать человека, надо еще определить степень его возможностей. А так как они широки, то и испытания бесконечны. Говорю об учениках, принятых и утвержденных. Раскрытие цветка духа кроет в себе появление новых лепестков, и каждый из них, особенно лепесток лотоса, являет собою какую-то возможность или растущую способность. Познание человека требует великого терпения и выдержки. Нельзя подходить к этой науке с раздражением, недоброжелательством или злобою. Также и подозрительность надо оставить. Чувство, с которым подходите к человеку, вызывает в нем созвучное чувство в ответ. Потому арфу своего духа при подходе к людям надо настроить на ключе дружелюбия, сострадания и любви. Если еще трудна любовь, то дружелюбие все же доступно. Им и открывайте доступ к сердцам человеческим, если хотите человека познать.

1956 г. 612. Друг Мой, трудно пережить горечь раскрытия сущности близких, когда снимаются маски. Думал одно и умилялся, но получилось другое, и умилялся напрасно. И снова желание есть умиляться. К чему? Чтобы снова увидеть раскрытые лики и снова страдать? Не надо умиляться масками, тогда и страданий не будет. И горечь от раскрытия ликов превратится в познание человеческой природы. Знай, знай и молчи, и храни про себя свое знание человека, ибо люди не прощают тем, кто их знает. Но внутренне можешь ты знать, и это даст тебе силу не умиляться, не обманываться, не исходить доверчивостью и слабости не являть. Суровость, и строгость, и настороженность надо всегда наготове держать со всеми, и особенно с близкими. Ведь только от них или через них получаем удары. Удар от врага законен, но каково же получать его от тех, кому сердце открыто? Потому сердце закрой. Раскрытие себя означает утрату магнитных свойств духа. Стоит ли терять благодаря этому раскрытию то, ради удержания чего было сердце раскрыто? Не слишком ли цена дорога?

1956 г. 855. (М.А.Й.). Правильно сказано было: продвигаться можно всегда и при всех условиях. Всегда можно выбрать нечто, звучащее духу в данный момент, и укреплять избранное качество или свойство. Если утомили высокие мысли и дух хочет переменить лад, можно обострять наблюдательность, можно углубиться в изучение человеческих глаз, тембра голоса и прочих деталей. Длинно познание человека, книга эта увлекательна и интересна. Надо лишь поменьше собой заниматься и все ненужное выбросить из сознания. Много ненужного сора, и хлама, и даже хороших вещей, но совершенно бесполезных, отемняют сознание. Сознание надо от них освободить, от мыслей, эмоций ненужных. Свободное сознание легко и радостно движется вперед.

 

1957 г. 242. (Июнь 14). Сын Мой, течению дней твоих течение Дней Моих противопоставь и стремись удержаться в понимании Дней Моих, дабы дойти до Дня Моего. Много дней человеческих жизни обычной перед сознанием людей протекает – как песчинок, их без конца. Но в Днях Моих почуешь Дыхание Космической Жизни, духом вознесшись над суетой дня. Для этого даются духу крылья. Крылатая мысль вознесет, и мыслью крылатой коснешься того, что недоступно обычному мышлению. Утверждай, вопреки ярости плоти и иллюзий ее, ты мира незримого явность. «…» Так, держа перед глазами Мое Изображение, духом касаетесь Моей Сущности, и невидимое начинает уявлять себя в видимом. Держа в сознании то, что доступно восприятию, старайтесь проникнуть за покров внешней формы, слышите ли речи людские, наблюдаете ли выражение глаз, улыбку ли черепа видите явно. Словом, за всем, что внешние чувства приносят, тщитесь невидимое, скрытое за ним, усмотреть. Особенно интересно наблюдать и чуять внутреннего человека под внешнею формой доступной. Сложно и длинно познание людской сущности. Сколько лет иногда требуется, чтобы человек обнаружил себя, потому не верьте словам и даже делам, но чуткости сердца доверьтесь, если проснулось оно. Потому и Говорим о сердце и познавании сердцем. И там, где мозг не усмотрит, чуткое сердце почует. Видьте сердца глазами. Ими видеть учитесь, иначе слепцам уподобитесь, хотя и с глазами. Часто слепыми Учитель называет людей не потому ли? Не потому ли, что видят они лишь очевидность – мир половинчатой действительности? Чаще прислушивайтесь к тому, что говорит сердце и что говорят сердцу люди и вещи сами о себе, не навязывая ему своих собственных неверных и поверхностных мозговых впечатлений. Применяйте реакцию на сердце. В химии применяется реакция на лакмус или другие индикаторы, а вы применяйте реакцию на сердце. Чаще пользуйтесь этим изумительнейшим прибором аппарата человеческого, и будет он утончаться и совершенствоваться непрестанно. Сердца откройте глаза.

 

1957 г. 287. Учитесь определять внутреннее состояние человека не по словам, им произносимым, но по реакции на них сердца. Эту реакцию можно отметить и без слов. Ведь обмен огнями между людьми происходит помимо слов. Значение имеют излучаемые микрокосмом энергии, сущность которых часто совершенно не соответствует внешнему выражению на определенной ступени. Следует больше полагаться на внутреннюю реакцию, чем на то, что говорят люди. Лучшие учителя – близкие, от них и любовь, и предательство, и вся гамма шкалы чувств человеческих; на них и учитесь узнавать людей, ибо длинно познание человека. Опыту радуйтесь, даже наигорчайшему. Непроста жизнь.

1958 г. 306. (Май 12). Не следует верить словам, но тому, что говорит сердце, и тому, что чует оно под личиною слов. Следует еще более обратить внимание на беззвучный голос, говорящий внутри. Надо спрашивать его чаще. Надо прислушиваться чутко к нему. Так можно обострить восприятие впечатлений, получаемых от людей и их излучений. Это достигается тренировкой, когда к обычным внешним чувствам добавляются внутренние. И в то время, как звучит обычная речь человека, можно спросить себя, какое чувство или состояние скрыто за внешнею формою слов. Этим путем снимается личина со слов и обнажается их сущность. Двойственны явления жизни, за каждой видимой формой стоит невидимая. Объединение в сознании двух миров означает видеть и осознавать оба аспекта явления, видеть два полюса вещи единой, действие и причину его, по следствию – сущность, по внешней форме – ее содержание. Внешняя форма для зоркого глаза говорит очень много. Глаза, и походка, и голос – выразители того, что внутри. Но обычно нет времени смотреть, ибо сознание занято собою. Но если о себе позабыть и от себя отрешиться всецело, от своих мыслей, чувств и переживаний, которые назойливо и прилипчиво заполняют сознание, если сознание свое освободить от себя полностью и сосредоточить на собеседнике, на внешнем и внутреннем его выражении или выявлении, не предпосылая к тому никаких личных мыслей, то скрытая сущность его начнет говорить сама за себя. И когда чувствуется, что внешне хочет закрыться от вас человек, внутренне можно открыть его ключом обостренной чуткости. Людей надо знать – самая трудная из всех наук, ибо длинно познание человека. Маски носят все, скрывая под ними истинную сущность свою. Если под них заглянуть, можно порой ужаснуться, настолько внутреннее выражение не соответствует внешнему. Скрывают лики свои, потому что знают, что недостойны они человека. И потому видите кругом только маски. Сумейте под них заглянуть. Обычно глаза лгать не могут, не может хищник огни их скрыть, даже надев шкуру овечью. Также не могут обычные люди астралом владеть в совершенстве, и поэтому прорывы астрала часто дают полную картину сущности его обладателя. В вопросе познания человека нужна особая зоркость и самоотрешение. Опыт даст навык руке маски снимать незаметно, ибо не прощают носители их тому, кто их знает без масок.

1958 г. 537. (Июль 7). Со Мною победа во всем, как бы ни казалось положение трудным. Если кто-то отпадает, шатаясь и отступая во тьму, это не поражение ваше, ибо Иуда, предав, из победителя Мира не сделал Меня побежденным. Должна же тьма взять свое, принадлежащее ей. Всегда следует учитывать, что из позванных далеко доходят не все. Иначе не один в столетие, но множество достигли бы Твердыни. Сказано было, что званых много. Конечно, надо приложить много усилий, чтобы удержаться, но свобода выбора все же остается за позванными. Поэтому не надо и убеждать. Но если, поняв заблужденья свои, снова придут, надо встретить их сердцем и снова принять, если во время шатания не было допущено предательства. Не забываемо лишь оно, и нет места предателю среди избранных Мною. Также и огорчаться не следует слишком, ибо нельзя требовать от неготового сознания того, что оно не в силах вместить. В случае отделения мышления и явного антагонизма Луч Мой можно послать охранения, но без личного контакта. Иногда побыть одному хорошо для оторвавшегося сознания, чтобы поняло оно, что теряет. Ваша забота – со Мною быть ближе, ибо вместе когда, бессильна вся тьма вас от Меня оторвать. К ним, отошедшим, враждебных чувств не питать, и даже к врагам, тем вернее и спокойнее будет удар, если заслужат. Лучше жалеть даже темных. Лучше жалеть их, чем бояться. Мог бы всех их сокрушить, но пусть каждый выявится до конца, чтобы показать, кто чего стоит. Вы же учитесь на них, Мне наносящих удары. Длинно познание человека.

1958 г. 627. (Авг. 6). «…» …надо знать человека. Но длинно это познание, ибо только касание к Свету вызывает наружу, к ярому действию, все скрытые свойства его. Потому ни сам подходящий, ни позвавший его не могут определить того, что при дальнейшем касании Света пробудится в нем из глубин его прежних существований. Отсюда великая осторожность и великая зоркость по отношению к приближающимся к вам и через вас. Опасны тайные дугпа, опасны одержимые яро, опасны служители половинчатые, опасны служители тьмы, пришедшие в храм с вашей молитвой. Горе нераспознавшим. Отсюда и испытания без конца и без меры, ибо кто знает, что в полночь нашепчут шептатели тьмы тому, в ком твердость страдает. Но главное – равнодействующая. По ней определяются служители Света и тьмы. И пусть самые лучшие качества не скроют от зоркого глаза врага под личиною Света. Глаза, голос, походка выражают врожденные качества духа. Косоглазие симптоматично всегда. Взгляд бегающий, взгляд беспокойный, неуверенный, трусливый, смелый, бесстрашный, рассеянный, зоркий – сколько оттенков в глазах, целая книга для умеющего читать. Сколько новых окрасок выражению их придает каждая мысль. Голос. Нет голосов бесстрастных, не выражающих ничего, как нет, почти нет, владеющих мускулами лица и его выражением, голос, как глаза, насыщен астральным флюидом, а также огнем. Глаза и голос – аппараты огненные. Редко приходится слышать гармоничные голоса. Чаще наоборот. Порой они весьма неприятны и резки, как скрежет металла. Режет он ухо. Через голос изливается в пространство огненная энергия человека – тьмы или света – зависит от него самого. Запах яда бывает приятен, так же и звуки иных голосов, если острое распознавание отсутствует. Льстивые, вкрадчивые голоса многим приятны и слух их ласкают. Хороший актер в совершенстве владеет своим голосом на сцене. Ученик же учится вкладывать в голос свои эмоции и чувства, равно как и в глаза. Глаза и голос других людей для него – открытая книга, но закрытая с его стороны для других. Походка и жесты. Наблюдали ли согбенных, приниженных жизнью, забитых людей, или тех, кто не сломлен был ею? Внутренняя сущность человека выражается в каждой клеточке тела. Учитесь не только смотреть, но и видеть. Взяв всю триаду выражения человека при помощи глаз, голоса и внешних движений, сможете после некоторого навыка схватывать его сущность и определять ее безошибочно. Вдобавок дается еще сердце – реакция его на ауру посторонних обычно верна, если ее уловить в самом начале. Надо познать человека. Потому и Учу.

1958 г. 702. (Сент. 12). О глазах. Вчера минутное наблюдение над глазами собеседника показало, сколь много оно дает и как обогащает сознание познанием человека. Глаза были бегающие, не смотрящие прямо. Ускользающие от взгляда. Почему? Глаза – это окно души, это книга, которую надо уметь читать. Наблюдение над человеческими глазами открывает целый мир в область познавания человека. И тот, кто управляет своими глазами, сможет управить и чужими. Почему же бегают иногда чужие глаза? Бегают, ибо хотят что-то скрыть, чего нельзя сделать при взгляде прямом и открытом. Во взгляде передается мысль непосредственно. Уловив взгляд, можно уловить мысль. Значит, мысль бегающего взгляда нехороша или обладатель его не желает, чтобы она была прочитана. Сторонитесь людей с бегающими глазами. Опыты надо углубить и расширить. Они принесут богатейший материал. Архат владеет своими глазами. Он наблюдателен всегда. Чувства и мысли моментально отражаются в глазах обычных людей, но люди не имеют ни охоты, ни времени наблюдать и учиться. Мысли сумбурные, беспокойные, мысли тревожные, мелкие, малые взгляду тревожность дадут, неустойчивость, слабость. Огни микрокосма отражаются всегда на глазах, а также болезнь и другие состояния духа. Можно быть книгой, открытой для каждого встречного или окружающих, но можно книгу закрыть и держать ее закрытой. Молчаливость и сдержанность лучшая защита. Болтливость никогда никому пользы ни в чем не приносила. Болтун беззащитен. В руки чужие нити даются особенно и силы, если человек не сдерживает себя эмоционально. Каждый прорыв личных чувств и каждая вспышка астрала отдают неосторожное сознание во власть того человека, в присутствии которого они происходят. Владеть своими глазами необходимо. Собой овладевший, владеет и взглядом. Надо учиться владеть оружием света могучим.

1958 г. 782. При анализе явлений, обращайте внимание на реакцию сердца, особенно при соприкосновении с людьми. Как же иначе понять то, что они пытаются скрыть за словами, или улыбкой, или поступками, не соответствующими их намерениям и мыслям. Одиночеству ничто не изменит, и потому не следует полагаться ни на кого, только на себя и на Владыку. И тогда можно будет снять с себя розовые очки. Они служат причиной многих ошибок. Лучше знать без масок и друзей, и врагов. Лучше сказать «еще не успел наблюсти», чем умиляться не существующими качествами. Горестно познание человека, ибо много в нем тьмы. Но надо пройти через все и все же дойти. Ведь это все придорожные знаки по пути в сад Владыки, куда ведет путь тернистый и трудный.

1959 г. 215. (Июнь 25). Горе тому, кто не ответит на Зов. Когда огни действуют, то каждый приблизившийся непременно обнаруживает скрытую сущность свою. Как бы лучом света озаряются все закоулки сознания. Безразличного отношения нет, и хорошо, когда снимаются маски и для умиления ими места не остается. Печально, но во многом познании много печали, но радость, если кристалл сознания – чистой воды и испытание на неподдельность выдерживается. Каждое познание ценно, а человека – особенно. Не людей видят кругом, но призраки своего воображения, и часто умиляются ими. Недаром говорится о том, что надо съесть вместе пуд соли. Но и пуда недостаточно, чтобы узнать до конца. Лишь огонь заставляет выявлять скрытые свойства души. И потому, сами того не желая, выявляют себя те, кто встрече сужден.

1959 г. 278. (Авг. 17). Как же быть с ними, обременяющими, отягчающими, омрачающими непомерно? Испробовав все меры, предоставить их ярой судьбе. К чему же лить воду в дырявое решето. Ученичество заключается не в возложении, но в следовании за Ведущим. Устремлением вызывается светоносность, которая не допускает омрачения. Если не оградиться – задушит. Почему же Учитель был вынужден удаляться в пустыню? Чтобы не задушили. Тесно бывает от людской близости, если гирями повиснут на ногах. Как же тогда продвигаться обремененным? Значит, ради них же, в бездну тянущих, надо от них отойти. Если все же утянут с собою во тьму безысходности, какая кому от того польза? Надо, надо сурово защититься от в бездну тянущих друзей, ради их же спасения надо. Вот почему Говорю об одиночестве и о том, что отдать свое сердце можно только Владыке.

Метки: , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.