О РАСПОЗНАВАНИИ

О РАСПОЗНАВАНИИ

Соколов В. (г. Екатеринбург)

Каждый вступающий на путь духовного совершенствования подвергается в жизни различным испытаниям. Эти испытания помогают выявить наши недостатки и достоинства. Одним из первых испытаний является проверка на распознавание: умеем ли мы различать истину от лжи, добро от зла, хорошее учение от плохого? Как утверждает Е.И.Рерих: «…» Распознавание действительности есть первое требование на пути ученичества» /П.Е.И.Р. от16.01.1935года/

В особенности распознавание необходимо, когда у человека появляются какие-либо духовные явления: видения, слышание голосов и т.п. От неумения правильно распознать: откуда всё это – от Света или тьмы, – совершаются тяжёлые ошибки, и нередко люди, обманувшись, вступают в откровенный контакт с тёмными сущностями из низшего астрала, последствия которого сводятся к психическим расстройствам и одержанию.

Как распознать, где истина, а где ложь? Ответы на эти вопросы можно почерпнуть в Учении Живой Этики, а также в писаниях Святых Отцов Церкви. Недаром Е.И. Рерих советовала читать книги «Добротолюбия», а также труды Оригена, Антония Великого, Макария Египетского, Иоанна Златоуста…

Для разъяснения духовных явлений Святые Отцы вводят в обиход понятие «прелести». Под прелестью понималось усвоение человеком лжи, принятой за истину, т.е. обман. Все послушники в монастырях предупреждались о прелести. Например, Св. Игнатий Брянчанинов указывал, что «…» все мы – в прелести. Знание это есть величайшее предохранение от прелести. Все мы обмануты, все все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною «…»

Автор указывает нам на наше несовершенство. Оно проявляется в грубости наших восприятий, нечистоты мыслей и желаний, в ошибочности суждений и поступков, в отсутствии равновесия и выдержки. Один из признаков совершенства – внутренняя гармония и самообладание. Совершенный человек, где бы не находился, вносит мир, радость, спокойствие. А ЧТО вносим обычно мы? Раздражение, смятение, сомнение, неуравновесие. Это говорит о нашем несовершенстве. Неуравновешенный человек не может верно оценивать происходящие события. Если он злобен, то все люди будут казаться ему злыми, а отдавшись радости, он будет восхищаться красотой мира и людей. То есть восприятие действительности у обычного человека субъективно и зависит от его внутреннего состояния. Недаром метко подмечено народом – сколько людей, столько мнений. Но всегда ли эти мнения верны? Чаще всего – нет.

Правильному восприятию мира и людей мешают наши предрассудки, заблуждения, необузданные страсти и эмоции, грязные мысли. Они являются главной причиной всех совершаемых нами ошибок. Избавиться от всего этого можно только путём духовного очищения. Необходимо очистить и преобразить собственные мысли, чувства, желания от нечистых и ложных представлений. Т.о., чтобы избежать прельщений необходима работа над собой.

А вот что заметил св. Феофан Затворник: «Кто не борении, кто не в подвиге, тот в прелести. «…», – т.е., кто не совершенствуется духовно – тот прельщён.

В чём же опасность прелести?

Говоря языком Востока, все мы прельщаемся Майей. В «Гранях Агни Йоги» Владыка говорит: «Майя прельщения губительна тем, что извращает действительность и делает привлекательным то, что само по себе не содержит ничего привлекающего. Как только распознаётся тьма за внешними покровами прельщения, теряют они свою привлекательность.«…» /Гр.Агни Йоги 3. стр.393/

Святой Игнатий Брянчанинов поучал: «Прелесть действует первоначально на образ мыслей: будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращая сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное… с душою. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти»

Итак, основной вред прелести в том, что она рано или поздно может привести человека к сумасшествию, одержанию и даже к смерти, как физической, так и духовной. Святые Отцы церкви советуют не торопиться с выводами, если увидим что-либо чудесное – не доверяться увиденному или услышанными сходу, или же, отвергать, пока не посоветуемся с опытными людьми.

Григорий Синаит, живший в 14 веке, писал: «Тщательно внимай, любитель божий, когда делаешь своё дело, увидишь свет, или огнь вне или внутри, или лик Христа, или ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем, и уму не позволяй впечатлевать их себе. Ибо всё сие… послужит ко прельщению души «…»

А его ученик Каллист, патриарх Константинопольский, добавлял: «…» но не верь сему с негодованием, хотя бы то и добрые что было прежде, чем воспросишь кого из опытных. «…»

Метки: , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.